Дорогое удовольствие
Уборка урожая в этом году началась на шесть дней раньше, чем в прошлом. Работы были проведены на высоком организационном уровне и завершились в оптимальные агротехнические сроки. Это значительно снизило потери и способствовало получению качественного зерна. Несмотря на капризы погоды в период налива и созревания зерна, хлеборобы края убрали около двух миллионов гектаров и намолотили свыше 6,7 миллиона тонн пшеницы. Превышен среднегодовой показатель по продовольственному зерну, которого собрано 4,3 миллиона тонн. Уже можно говорить о том, что по отдельным показателям (стекловидности, количеству клейковины) качество пшеницы не хуже прошлогоднего.
Тем не менее не стоит почивать на лаврах. На сегодняшний день запасы продуктивной влаги в метровом слое почвы минимальны. Это наверняка отразится на формировании урожая поздних зерновых культур – кукурузы, сорго и проса. Всего же, по предварительным расчетам специалистов нашего министерства, мы ожидаем получить валовой сбор более 6,9 миллиона тонн - зерна, кукурузы и сорго. Окончательные итоги уборки подведем несколько позже.
- То есть возможен рекордный показатель?
- Не исключаю. Однако еще раз хочу повториться: все будет зависеть от погодных условий. Засушливые май, июнь и июль в центральных районах края уже оказали серьезное влияние на формирование урожая кукурузы. Достаточно сказать, что максимальные температуры воздуха в июле достигали 37-40 градусов, а почвы - более 60 градусов. Осадки были незначительными - всего 50-60 процентов от среднемноголетней нормы. Практически все посевы кукурузы находятся в стадии молочной и молочно-восковой спелости. Ее состояние преимущественно удовлетворительное, но местами - плохое.
- Бороться с засухой можно при помощи орошаемых земель, однако мелиоративный комплекс сегодня в упадке...
- Действительно, физический износ основных фондов мелиоративного комплекса составляет 70-80 процентов. В связи с тяжелым финансовым положением сельхозорганизации края не имеют возможности нести затраты капитального характера по восстановлению мелиоративных систем. В лучшем случае средства изыскиваются на выполнение минимальных ремонтных работ при подготовке орошаемых участков и поливному сезону.
И все же правительство СК в последние годы оказывает посильную помощь: ежегодно из бюджета Ставрополья на восстановление мелиоративных систем выделяется около 20 миллионов рублей. Кроме того, на компенсацию затрат по оплате за электроэнергию, потребляемую внутрихозяйственными и межхозяйственными насосными станциями, – 28 миллионов рублей, на охрану потенциально опасных гидротехнических сооружений - 20 миллионов.
К сожалению, с 2005 года прекратилось финансирование из федерального бюджета на восстановление внутрихозяйственных мелиоративных систем края.
Считаю, что решение этой проблемы возможно только при значительных объемах государственной поддержки в рамках разрабатываемой краевой целевой программы «Сохранение и восстановление мелиоративного комплекса Ставропольского края на 2008-2010 годы».
- Много споров и вокруг привлечения уборочной техники со стороны. Ведь «варяги» в качестве оплаты за свои услуги увозят пятую часть урожая. А некоторые хозяйства края вообще убирают хлеб чужими руками. Например, «Победа» Красногвардейского района...
- Действительно, собственной зерноуборочной техники не хватает. К началу жатвы 4425 комбайнов имели сельхозпредприятия и около полутора тысяч - фермерские хозяйства. По нормативам это на 40 процентов меньше необходимого для существующих уборочных площадей.
Нагрузка на комбайн составляла 219 га при норме 140 га. Поэтому сельхозтоваропроизводители края заключили договоры на привлечение комбайнов из Самарской, Саратовской, Ростовской областей, Краснодарского края и других регионов. Всего в уборке участвовало 1334 таких комбайна. За счет этого удалось снизить нагрузку до 160 га, и, как следствие, сроки проведения уборки были существенно сокращены.
Привлечение уборочной техники из других регионов - мера вынужденная, в данный момент необходимая. Есть у нее и сторонники, и противники. Большинство сельхозпредприятий края не могут позволить себе заниматься плановым обновлением машинно-тракторного парка. А сильные хозяйства справляются с проведением уборочных работ самостоятельно, да еще и помогают соседям. Что касается техники «со стороны», то мы могли бы потерять гораздо больше, чем отдали за услуги. Министерство не может диктовать свои условия, хозяин сам решает, что ему выгодно.
- Неужели пятая часть урожая всегда будет «уходить налево»?
- Один из путей решения проблемы - создание в крае машинно-технологических и машинно-прокатных станций. Им необходимо придать статус обслуживающих сельскохозяйственных подразделений, входящих в структуру АПК края, с обязательным государственным контролем и регулированием их ценовой политики. А для комплектования МТС необходимой техникой можно использовать возможности, предоставляемые государством в виде федерального и краевого лизинга, кредитования с субсидированием процентной ставки из федерального и краевого бюджетов. Необходимо привлекать и частные инвестиции.
- В нынешнюю уборочную кампанию закупочные цены на продовольственное и фуражное зерно в полтора-два раза выше прошлогодних. Значит, можно говорить и о большой прибыли?
- Согласно предварительному хлебофуражному балансу для продажи будет предложено около четырех миллионов тонн пшеницы при средней реализационной цене около 5,5 тысячи рублей за тонну. Выручка от ее реализации составит более 20 миллиардов рублей.
Затраты на выращивание зерновых культур сложились в среднем по пять тысяч рублей на гектар. Следовательно, расчетная прибыль от реализации зерна в крае составит около 10-11 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2006 году получено три миллиарда 283 миллиона рублей.
- И все-таки когда ставропольцы слышат о большом урожае в крае, им трудно смириться с тем, что при этом растут цены на хлебобулочные изделия… По всем законам экономики, у нас хлеб должен быть дешевле, чем, допустим, в промышленных центрах…
- Ставрополье - субъект Российской Федерации. Мы живем в общегосударственном рыночном пространстве. На внутригосударственные цены действует мировой рынок зерна.
Тем не менее, с середины ноября 2006 года и до июля 2007-го цены на основной вид хлеба из муки пшеничной хлебопекарной первого сорта в крае были ниже, чем в Краснодарском крае, Астраханской области и составляли от 9 до 10 рублей за булку.
Считать цену зерна за основную составляющую цены хлеба не совсем правильно. Удельный вес муки в заводской себестоимости хлеба составляет 30-35 процентов, а в розничной цене еще меньше - 20-25 процентов.
К тому же цены на энергоресурсы в последние годы растут, как на дрожжах. Так, стоимость газа возросла более чем на 30 процентов, электроэнергии – на 28 процентов, различные виды топлива подорожали в 1,8-2 раза, выросли цены на воду, транспортные услуги. Инфляция в стране за последние годы составила около 30 процентов. А цены на удобрения? Стоимость одной тонны аммиачной селитры выросла за полгода на 900 рублей, а аммофос подорожал на 6,5 тысячи рублей. Соответственно возрастает и себестоимость булки хлеба. К тому же необходимо учитывать, что многие хлебозаводы имеют низкую рентабельность, ограниченные оборотные средства. Заработная плата работников хлебопекарной отрасли значительно ниже средней по промышленности в крае. Кроме того, розничная цена булки хлеба увеличивается за счет налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов и торговой наценки - 14 процентов. А отсутствие собственной розничной сети не позволяет отдельным хлебозаводам влиять на размер торговой надбавки. Для нас может быть интересен опыт Оренбургской области, где при содействии органов местного самоуправления для обеспечения населения хлебом по стабильным сниженным ценам, создали агропромышленные объединения.
- Что можно предпринять органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов для стабилизации цены на хлеб?
- Существует распоряжение правительства края о заготовке продовольственного зерна пшеницы для нужд хлебопечения. Кроме того, муниципалы должны оказывать хлебозаводам помощь в создании собственной торговой сети. Приносят эти меры результат? Да, приносят: на территориях, где администрации заботятся о нуждах населения, цена на хлеб ниже на полтора-два рубля, а в некоторых - в два раза.