«Левый» марш
Известно, что прелесть реализации контрафакта в том, что он гораздо дешевле «оригинала», хотя и значительно уступает ему в качестве. «Левый товар» не требует колоссальных финансовых затрат, связанных с лицензированием, соблюдением авторских прав и раскруткой товарного знака.
Пока Ставропольской таможне удается перехватить сравнительно небольшую часть оборота контрафактных товаров. По словам начальника Ставропольской таможни Вячеслава Романовского, никто не знает, какое количество подделок блуждает по нашим рынкам и магазинам. Не все российские границы на замке. И порой подделки относительно свободно проникают на территорию страны.
Таможенники считают, что суть проблемы в реестре объектов интеллектуальной собственности. Ведь вынесение обвинения по уголовным или административным делам возможно только при наличии заявления правообладателей. А включение товарного знака в реестр обходится сейчас в 500 тысяч рублей. Практика показала, что не все правообладатели готовы платить такие деньги.
- Сегодня технологии в области оформления достигли такого уровня, что вероятность проникновения контрафактной продукции через Ставропольскую таможню равна нулю, - говорит Вячеслав Романовский. - Товар проходит тройной контроль: на этапе оформления, на постконтроле и в ходе ревизии.
В нынешнем году ставропольскими таможенниками не зафиксировано ни одного случая проникновения контрафакта. Однако это на стадии оформления товара, а постконтроль и ревизия показали другие результаты.
Под пристальное внимание сотрудников таможни попадали прежде всего частные предприниматели, занимающиеся реализацией обуви, одежды и парфюмерии различных товарных знаков. Так, в одном из крупных магазинов Ставрополя таможенники недавно изъяли 39 единиц туалетной воды под маркой фирм с мировым именем. Партия небольшая, но количество представленных брэндов впечатляет. Их было 12.
- У продавцов отсутствовали документы, подтверждающие легальность продукции, - поясняет Вячеслав Романовский. - По словам торговцев, они не подозревали о существовании специальных сертификатов и лицензий.
Как свидетельствуют специалисты, контрафактной продукцией может быть все что угодно: от зубных щеток до одежды и лекарств.
О причинах такого засилья «левизны» говорилось, в частности, на недавнем консультативном совете в Управлении Роспотребнадзора по СК. Участники встречи - представители бизнес-сообщества и общественных организаций – в числе основных условий распространения подделок назвали недостаток информации у потребителей о признаках контрафакта и низкую степень участия самих правообладателей в борьбе с фальсифицированной продукцией.
Думается, что еще одна причина, причем иногда решающая, - низкая платежеспособность нашего населения. Это и заставляет порой нас гнаться за лежалым и некачественным товаром. «Приходится из худшего выбирать лучшее», - заметил один мой знакомый, покупая за 20 рублей диск с прошлогодними хитами в одном из крупнейших торговых центров Ставрополя...