Выше только небо
Эльбрус только на первый взгляд – спокойный, безобидный великан. Опытные восходители, а тем более спасатели, знают, как в считанные минуты меняется погода на склонах самой высокой горы в Европе. Бешеные порывы ветра в клочья рвут палатки, а пурга бывает такой, что почти не видно спины идущего впереди в связке. Далеко не всем удается благополучно переждать ненастье. Только в прошлом году на Эльбрусе замерзли 12 человек.
Но если со стороны Терскола склоны Эльбруса более-менее обустроены средствами спасения, то северная сторона горы – постоянная «головная боль» спасателей. Многие, в том числе и неопытные экстремалы, норовят подняться на гору именно с севера. А потом альпинистам из Карачаево-Черкесского ПСО и его Кисловодского подразделения приходится их выручать.
Естественно, после тяжелейших спасательных работ людям надо выспаться в нормальных условиях. Но в палатке, которую того и гляди снесет ветром, толком не отдохнешь, а базовый лагерь находится на поляне Джилысу, на высоте 2500 метров. Необходимость стационарного лагеря в более высокой части северного склона Эльбруса давно была очевидна. Южный региональный центр МЧС выделил два спасательных домика, которые сотрудники Кисловодского ПСП покрасили в белый цвет, нанесли на крыше огромные красные кресты и установили нары. Дело оставалось за малым – доставить домики, каждый из которых весит тонну, на высоту 3600 метров. А никаких дорог выше поляны Джилысу нет. Одна надежда на авиацию. И тут представился случай.
С 17 по 27 июля МЧС проводило в Приэльбрусье крупные учения, в которых были задействованы два вертолета. Один из них – К-32 – решили использовать для доставки спасательных домиков из аэропорта поселка Мирного, что в окрестностях Кисловодска, до выбранной точки на северном склоне Эльбруса. Подобных операций в высокогорье еще не проводили. В разреженном воздухе да с тонной подвешенного на длинном тросе груза вертолет работает на пределе своих возможностей. Поэтому даже малейший перекос при креплении домиков мог обернуться катастрофой. Но спасатели - и те, что крепили домики в аэропорту Мирного, и те, что принимали их на склоне Эльбруса - с поставленной задачей справились блестяще.
А непосредственно в самом вертолете К-32, который выполнял самую опасную часть операции, руководил работой начальник Кисловодского ПСП Анатолий Морозов.
- Я горжусь своими ребятами, - сказал А. Морозов корреспонденту «СП». – Они выполнили работу, аналогов которой нет.
В домиках предусмотрен не только запас топлива и продуктов, но и аварийная радиостанция. В непогоду здесь смогут разместиться до 15 человек. Иные из них будут обязаны жизнью этим спасательным пунктам.