00:00, 26 июля 2007 года

Боевой должок

В этом смысле история двадцатипятилетнего жителя Новоалександровска, сержанта запаса Василия Гранкина, показательна. Нельзя сказать, что он упорно добивается выплаты «боевых». Рад, что жив остался...

В армию Василия призвали в 2001 году. Выбора не оставалось: в вуз поступать не хотелось, денег «на отсрочку» не было, а по здоровью оказался годен. По распределению попал Василий во Внутренние войска МВД РФ. После учебки в Ростовской области его направили в Чечню. За два года службы здесь он побывал дважды. В первый раз - в местечке Старые Атаги и Чечен-ауле, а во второй, уже по собственному желанию, в конце декабря 2002 года отправился в Грозный. Должны были охранять Дом правительства республики. Не успели. На двух машинах - «КамАЗе» и «уазике», начиненных взрывчаткой, - к объекту прорвались террористы-смертники. И рванули свой кошмарный груз.

- Мне повезло, я увидел только последствия. На месте взрыва образовалась воронка диаметром примерно десять метров и метров пять глубиной, - вспоминает Василий Гранкин.

Во время службы в Чечне бойцы сопровождали колонны с грузами, охраняли руководство. Была и другая работа: саперы «очищали» дорогу от мин, а бойцы обеспечивали безопасное передвижение колонн в местах предполагаемого появления боевиков...

Демобилизовался Василий из Ростовской области. В Новочеркасске ему должны были выплатить «боевые».

- В то время такой бардак был, - говорит Гранкин. - Деньги, которые получали служившие в Чечне, надолго у них не задерживались. Счастливчиков поджидали неизвестные и грабили. В связи с этим командование приняло решение выплатить деньги через банк в течение месяца.

В общем, домой демобилизованный ставрополец вернулся с пустыми карманами. А денег так и не дождался. Пластиковая карточка, которую он получил в армии, так и не пригодилась. А спустя год знакомые посоветовали обратиться к адвокату в Ростове.

- Я тогда отдал ей свой военный билет, даже ксерокопии с него не снял, - говорит он. - Так и канул в Лету мой документ.

Скорее всего, он стал жертвой мошенников. И словно в насмешку над сержантом запаса ежегодно, 23 февраля, ему приходит праздничная открытка, в которой его как участника боевых действий в Чечне поздравляют с Днем защитника Отечества.

С тех пор прошло около трех лет. За это время Василий женился, у него родилась дочь Галина. В Новоалександровском райвоенкомате ему недавно выдали взамен утерянного «военника» дубликат. В нем сказано, что Василий участвовал в контртеррористической операции на территории Чечни в Северо-Кавказском военном округе. Имеет государственные награды и знаки «За отличие в службе II степени» и «За службу на Кавказе».

Как сообщили в военной прокуратуре Ставропольского гарнизона, денежный вопрос Василию придется решать самому. Для этого все необходимые документы нужно направить в военную прокуратуру по месту службы. При положительном результате проверки часть, в которой служил боец, обязана выплатить должок.

Кстати сказать, задолженность по денежному возна-граждению военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел за участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона составляет в настоящее время 11,5 миллиарда рублей. Такие данные не так давно привел на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности сенатор Валерий Трушников. По его словам, Минфин России по-прежнему на эти цели средств не выделяет. Вопрос о погашении долгов по оплате исполнительных листов судебных органов военнослужащим и сотрудникам внутренних дел не решен и в нынешнем финансовом году. А в следующем на выплату «боевых» заложено лишь полтора миллиарда рублей. Чиновники отмечают, что проблему эту сейчас можно решить только на законодательном уровне.

Владимир ПРИХОДЬКО