00:00, 25 июля 2007 года

Ветхий завет

Дело в том, что супруги Гришко – инвалиды детства, у обоих - тяжелая форма ДЦП. Алла держится за Владимира, Владимир – за детскую коляску, так и передвигаются дециметр за дециметром.

Без рынка им никак нельзя. Когда пенсия по инвалидности – три тысячи рублей, а на руках 12-летняя дочь, на прокорм которой государство выделяет сто рублей в месяц, приходится искать, где продукты хоть чуть дешевле. Правда, есть еще 74-летняя бабушка. Вера Алиевна всю жизнь проработала в проектном институте «Севкавгипроводхоз» - сначала гидротехником, потом инженером. Заслужила звание ветерана труда и пенсию – 2700 рублей.

- А еще нам сейчас доплачивают 270 рублей за проезд на трамвае. Так что получается почти три тысячи, - дает раскладку семейного бюджета Вера Алиевна.

На девять тысяч в месяц семье из четырех человек жить трудно, но можно. На безденежье Гришко не жалуются – приспособились по одежке протягивать ножки. И вообще, духом не падают, ведь их жизнь освещает такое солнышко, как дочка Танюша. Симпатичная, бойкая, совершенно здоровая девочка. И учится хорошо, и по дому помогает.

Комната площадью 21,5 квадратного метра перегорожена платяным шкафом. С одной стороны супружеская кровать, с другой – кроватки бабушки и внучки. Письменный стол, тумбочка с телевизором да в углу печь с форсункой. В конце длинного коридора, из которого старинные двери ведут еще в три квартиры, маленький закуток – так называемая кухня, где нет ни воды, ни канализации, ни отопления. Вот и все жизненное пространство семьи Гришко.

В этот дом в конце площади Ленина, напротив Вечного огня, техник «Севкавгипроводхоза» Вера Оглы попала в 1967 году.

- Когда меня переселяли в эту коммуналку без удобств, уверяли – временно. Так вот 40 лет здесь и живу, - говорит она.

Зимой в комнате холодрыга. На полную мощность газ в форсунке открыть нельзя – печь развалится. Горячей воды в доме как не было, так и нет – купаться приходится в тазике. Холодную воду на общую кухоньку провели после бесчисленных жалоб и обращений во все инстанции. А до того многие годы Вера Алиевна и ее соседи носили воду ведрами из соседнего двора.

Но самая большая проблема для семьи инвалидов – туалет. Чтобы попасть в него, надо спуститься со второго этажа, обогнуть фасад здания, пройти под аркой, и только тогда попадешь во внутренний дворик, где и находится дряхлая будочка.

Конечно, не все в доме так бедствуют, как Гришко. Но и у них есть проблемы. Самая «неподъемная» - прохудившаяся крыша. Семья Людмилы Ульянич из третьей квартиры, по тамошним меркам, достаточно обеспеченная. Сын – молодой хозяйственный мужчина – старается привести квартиру в порядок. В этом году, например, сделал подвесной потолок из гипсокартона.

- В июне пошел дождь, и вот полюбуйтесь. - Людмила Михайловна показывает желтые разводы на свежеокрашенном потолке. – И в коридоре течет, и в соседних квартирах. Я уже и в управляющую компанию обращалась, и к главе администрации города ходила…

В МУП «Управляющая компания» о бедах жильцов дома №18 на площади Ленина знают. Но здание числится в списке ветхих строений, а потому его перспективы весьма туманные.

- Дом мы приняли в управление первого мая этого года с нулевым лицевым счетом от МУП «Жилхоз», - пояснила главный инженер предприятия Любовь Матвиенко. – Приняли временно – до проведения конкурса на определение компании, которая будет управлять этим жилым фондом.

Впрочем, и конкурс, который должны провести до первого января 2008 года, не сулит радикальных изменений для обитателей ветхих строений. В нынешних рыночных условиях никто не может позволить себе работать в убыток. Вот и управляющая компания обслуживает многоквартирные дома лишь в пределах той суммы, которую вносят жильцы. Дом №18 относится к «домам пониженной капитальности». Поэтому Гришко и еще семь семей, проживающих в нем, платят по третьему, самому низкому тарифу. На эти копейки можно лишь выполнить мелкий ремонт в местах общего пользования.

К реконструкции инженерных сетей управляющая компания вообще отношения не имеет. Она лишь может ставить вопрос перед администрацией города. А та уже дает заказ проектному институту определить, возможно ли переустройство дома и как его лучше сделать. Но это при условии, что у муниципальных властей будут средства. А где их взять, если в Пятигорске сотни ветхих строений?

Единственная надежда семьи инвалидов Гришко и всех других, кто живет в ветхих домах, на объявленную президентом страны программу переселения граждан из аварийного жилья. Новый Жилищный кодекс перенес ответственность за содержание жилья на его собственников. «Эта нагрузка оказалась неподъемной для большинства россиян», - констатировал В. Путин в послании Федеральному Собранию. И добавил: «Невнимание государства к проблеме расселения аварийного жилья считаю аморальным».

Со времени этих заявлений прошло три месяца. Пока, как мне сказали в МУП «Управляющая компания», никаких федеральных денег на ремонт ветхого жилья и расселение людей в Пятигорск не поступало.

- Я дожить не надеюсь, - признается Вера Алиевна. – Но, может быть, внучка Танечка дождется.