«Кукушка» в лесополосе
Трудная жизненная ситуация – так деликатно сейчас называют все беды нашего времени: когда на семью обрушилась безработица, или когда родители пьют, а дети им подражают, когда людей гонит по земле страшное слово «беженец». Но самый больной вопрос – когда ребятишки становятся обузой для отца и матери, и тогда весь груз проблем они стараются переложить на государство. Государство же к людским нуждам относится не очень трепетно, скорее – равнодушно. Нестыковка законов создает такие проблемы для учреждений соцзащиты, что размотать эти клубки совершенно невозможно.
Своим опытом делились все участники совещания. В Апанасенковском районе, к примеру, в случае, если не получается работать в точном соответствии с законом, представители разных ведомств заключают соглашения: двух- или трехсторонние. Конечно, бумаготворчество отнимает массу сил и времени, но выхода нет. А это драгоценное время лучше бы тратить непосредственно на работу с людьми. В районе, по словам начальника управления труда и соцзащиты населения Андрея Булавинова, более 4,5 тысячи малоимущих семей, где есть несовершеннолетние дети. С каждым годом преступность молодеет: только за прошлый год сотрудниками милиции составлено почти две сотни протоколов на родителей, ненадлежаще воспитывающих своих чад.
Приоритетом работы социальной службы является раннее выявление неблагополучных семей. С этой целью в минувшем году был проведен подворный обход и больше десятка рейдов – комиссия своими глазами увидела, что в 150 семьях творится неладное. Все они были поставлены на учет. Что очень важно – в этом деле нашлись единомышленники, заинтересованные люди – в школах и сельских администрациях. Не надо ведь никому доказывать, что лучше предупредить беду, чем потом с ней всем миром бороться.
Многие участники совещания откровенно удивились тому, что в Апанасенковском районе местная власть выделяет средства из своего бюджета для поддержки малоимущих семей – в нынешнем году на эти цели здесь израсходовано уже около 30 тысяч рублей. В большинстве же районов края приходится рассчитывать только на спонсоров. Впрочем, денежный вопрос иногда портит людей, и не только богатых. Вот пример: в семье Н. живут только на бабушкину пенсию, мать одна воспитывает детей, она нигде не работает и только ждет очередной помощи от государства. Даже на то, чтобы оформить инвалидность собственному ребенку, у нее нет времени – а вернее, желания, потому что знает: за нее это могут сделать чужие люди, которые по долгу службы обязаны быть неравнодушными. Такая помощь невольно порождает иждивенчество. Хотя работу при желании сейчас можно найти.
Еще страшнее, когда родители – пьяницы и жизнь детей для них не является ценностью. Когда 30-летнюю Р. лишили родительских прав, она не очень расстроилась и вскоре родила себе еще двоих. Но ошибки молодости не сделали ее мудрее – вскоре по вине горе-матери один из малышей умер. В итоге ее вновь лишили родительских прав. Только станет ли это для нее уроком?
Вообще, замечено – если попавшие в сложную ситуацию люди сами не хотят из нее выбраться, никакими законами и пособиями дело не исправить. К примеру, прибыла в район семья К., родители уже растеряли старших детей по детским домам, но нажили новых. Скитались по квартирам, по понятным причинам нигде долго не задерживаясь. Когда в очередной раз их попросили съехать, поселились в лесополосе, отгородившись от мира своим скудным скарбом. Сельские власти не выдержали такой картины: предоставили им жилье, потом последовал поток гуманитарной помощи в виде денег, вещей, продуктов. Думаете, семья изменила образ жизни? Ничуть не бывало! Дом превратился в притон. Вновь суд, и очередная партия «кукушат» пополнила детский дом.
Об иждивенческой позиции некоторых родителей говорили и социальные работники Любовь Лясковская и Вера Тетеркина из Благодарненского района. Случается, что мать годами льет слезы над больным ребенком. А нужно хотя бы оформить инвалидность, чтобы иметь возможность поддерживать здоровье малыша.
О том, как сельская власть участвует в решении социальных проблем, говорила глава села Киевка Апанасенковского района Валентина Егурнова. Из средств самообложения здесь выделяются деньги не только на благоустройство улиц, но и на спорт, культуру, материальную помощь тем, кто остро нуждается. Но вообще-то, призналась Валентина Ивановна, сельчане буквально молятся на пока еще сохранившиеся колхозы – их руководители, как правило, отзывчивы на людскую беду, чего не скажешь об инвесторах.
Анатолий Тихонов, директор реабилитационного центра из Светлограда, рассказал о том, с какими трудностями сталкивается возглавляемая им служба. Когда он попытался сделать из заброшенного детсада подростковый клуб, городские власти эту идею не поддержали. Прошло семь лет - садик почти совсем разрушился, а реабилитационный центр по-прежнему испытывает дефицит площадей. Большие проблемы и с платежами за коммунальные услуги. Поделился А. Тихонов и радостью от того, как понимают его заботы главы некоторых сел – например, Благодатного, где открылся первый на периферии филиал реабилитационного центра. В ближайших планах – еще два новоселья.
Аплодисментов заслужило выступление директора Ипатовского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Причал» Людмилы Свинаренко. Она нашла возможность трудоустраивать своих воспитанников, причем заработать на карманные расходы они могут не только летом. Если подростки старательно выполняют трудовые обязанности, им еще и премию на школьной линейке торжественно вручат – из небогатого собственного фонда зарплаты. Какую щедрую душу нужно иметь, чтобы принять такое решение! Однако кто по заслугам может оценить эту щедрость?
В общем, соцработники не сдаются: к примеру, в Апанасенковском центре социальной помощи семье и детям, как рассказала его руководитель Галина Бабкина, решили открыть клуб
«Бабушкины университеты». Группа «студентов» уже сформирована, а преподавать науку жизни будут учителя, находящиеся на заслуженном отдыхе.
Не теряющая надежды на лучшие времена З. Левченко, обобщив итоги совещания, пообещала поделиться секретами успешной работы и издать их отдельной брошюрой.
- Не может быть, - говорит она, - чтобы эти крупицы опыта не были востребованы.