Классика обязательно станет модной!
- Валентина Викторовна, каким запомнится этот сезон коллективу и его публике, какие чувства он о себе оставил?
- Чувство удовлетворения – несомненно! И тому есть основания. Начиная с успешного старта, каким обычно для нас является традиционно предваряющий сезон фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья».
- А поскольку к нему приходится готовиться задолго и весьма основательно, то фактически сезон у вас и не прерывается…
- И это в самом деле так, ведь уже в июле разворачивается подготовка к фестивалю и новому концертному сезону. Каждый из них – это обязательно новые программы, охватывающие все больше слушателей. К сожалению, приходится говорить, что филармония пока еще не стала тем очагом культуры, куда бы народ массово стремился. Тому разные причины. Взять хотя бы наше местонахождение: вдали от культурного центра, но рядом с рынком, географическим придатком которого оказалось здание филармонии. Прямо у нашего крыльца - остановка общественного транспорта, отнюдь нас не украшающая. А хотелось бы видеть прилегающую территорию по-настоящему облагороженной, всем своим видом соответствующей краевому учреждению культуры.
- Слава богу, недавно хоть исчез безобразный забор, столько лет «украшавший» округу…
- Зато продолжаем самую настоящую войну с владельцами частных автомобилей, заполонивших едва освободившееся пространство. Приходится каждый день начинать с предложений убрать машины.
- Поистине несопоставимые вещи – рыночная остановка и филармония… Человек, приходящий отдохнуть, приобщиться к искусству, оказывается вовлечен в совсем не подходящую для его настроения атмосферу…
- В нашем деле все играет роль, любая мелочь, начиная с порога… Уже на подходе к зданию можно видеть это несоответствие. Да еще и скопление транспорта, абсолютно ничем не ограниченное и неконтролируемое. Понятно, что у бизнес-центра всегда будет движение машин, но с этим что-то нужно делать. Иначе так и будем зажаты с обеих сторон. Правда, мы пытаемся наладить добрые отношения с новым соседом, договорились, в частности, о том, что они нам отреставрируют фасад, это великое дело, огромная помощь нам. Я искренне благодарна руководителю бизнес-центра Екатерине Геворкян за понимание.
- Да ведь и у филармонии есть свой ресурс, который может пригодиться и бизнесменам, я имею в виду, конечно, богатый творческий ресурс.
- У меня на этот счет пока нет особого оптимизма, поскольку наши бизнесмены, к великому сожалению, филармонию не посещают. К нам идет в основном городская интеллигенция, а это, как известно, публика небогатая. Тем не менее у филармонии есть своя ниша в культурной жизни города, мы ее заняли и удерживаем. Главную задачу видим в просветительской деятельности и прежде всего с подрастающим поколением. Активно работаем в школах и детских садах, буквально выращивая свою будущую публику. И если мы сумеем ее подготовить, через какое-то время у нас будут полные залы! Наша детская филармония набирает популярность, в этом году вышло как никогда много новых программ, в них задействованы ведущие артисты, хор, симфонический оркестр. Более того, при детской филармонии созданы два детских танцевальных коллектива высокого профессионального уровня. Руководитель детской филармонии опытный музыкальный педагог Нина Руднева готовит прекрасных вокалистов, победителей городских и краевых конкурсов. С огромным успехом прошли, например, программы «Звездный мальчик», «Соловей», «Азбука вдохновения», «Колесо истории» - своего рода познавательные концерты-уроки по музыкальному искусству, проводимые в увлекательной, игровой форме.
- У вас ведь возрожден школьный абонемент, что можно сказать об этой форме? Как школы идут на контакт?
- Разработано несколько абонементов - «О прекрасном», «Музыкальные фантазии», «Волшебный мир музыки», рассчитанные на разный возраст. Для старшеклассников по сценарию музыковеда Татьяны Диевой была создана литературно-музыкальная композиция «Я последний поэт деревни», посвященная творчеству Есенина. А вот сами школы пока инертны, возможно, отчасти потому, что преподаватели в свое время не были приобщены к классическому музыкальному искусству. Но мы упорно продолжаем кропотливую работу с юной аудиторией. Если мы хотим сохранить Россию и нашу культуру – не воспримите эти слова как высокопарные – нужно бороться за эту культуру! То есть – грамотно прививать ее. Каждый школьный класс должен хотя бы раз в месяц побывать на концерте в филармонии. Обязательно!
Тем более что нам есть что предложить: чудесную композицию по мотивам сказки Андерсена «Соловей» или «Сверкающие краски симфонического оркестра», подготовленные музыковедом Ольгой Рудневой, и многое, многое другое. За подбором для каждого возраста соответствующей программы стоит титанический труд наших мастеров, и музыковедов, и дирижеров, и вокалистов.
- Наверное, сейчас идет некое накопление авторитета, укрепление ваших позиций.
- Наша публика подрастает, мы это видим. Просветительская работа должна принести свои плоды. Эти задачи решают все филармонии, даже самые крупные, столичные, приглашая мировых звезд классики. И одновременно занимаются шоу-бизнесом, укрепляя свое финансовое положение. У нас это нереально. К тому же сегодня остро стоит проблема кадров. Симфонический оркестр лишился шестерых уникальных музыкантов, уехавших из города по не зависящим от нас причинам, и так вышло, что специалистов, играющих на гобое, фаготе и контрабасе, в Ставрополе нет. Нужно приглашать их, а это значит, нужны и инструменты, и, что еще сложнее – жилье. Мы ведь даже общежития не можем предоставить. Но все же поиск артистов ведем. Оркестр должен профессионально расти, осваивать соответствующий репертуар.
- Оркестр в последние годы сделал огромный качественный прорыв от камерного коллектива к симфоническому, с которым готовы сотрудничать очень авторитетные дирижеры…
- Это подтверждает наша практика приглашения ведущих российских дирижеров, таких, например, как Александр Сиднев, проведший в Ставрополе за сезон три блестящих концерта. Это был настоящий триумф филармонии. А для наших музыкантов это прекрасная школа. Он показал и слушателям, и самим музыкантам новые, ранее не раскрытые возможности оркестра. Не хватает нам и солистов – нет в штате меццо-сопрано, тенора, баса… Все это требует дополнительной поддержки из бюджета, только тогда мы могли бы пригласить на постоянную работу хороших исполнителей. Впрочем, и разовые выступления приглашенных солистов значительно приподнимают весь уровень работы, вспомните «Музыкальную осень» 2006 года, когда с нашим оркестром пели звезды мирового уровня, или блистательный сольный концерт Елены Максимовой в начале сезона.
- Это было настоящее чудо!
- Помимо того, что голос великолепный, она ведь пела уникальные партии, которые у нас никогда не исполнялись, поскольку в Ставрополе нет певицы, обладающей «меццо-сопрано». А наш зритель имеет право их слышать! Кстати, и у Сиднева тоже была уникальная программа – увертюра «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, концерт № 3 для фортепиано с оркестром Бетховена, «Богатырская симфония» Бородина, «Времена года» Глазунова – все исполнялось в Ставрополе впервые! Как и речитативы и арии из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова в исполнении Ирины Белой и Бориса Бруснева… Словом, абсолютно эксклюзивные вещи.
И знаменитые дирижеры едут к нам с удовольствием. Наш симфонический оркестр – это достояние края! Любой по-настоящему культурный город начинается с театра и филармонии. Куда еще идет народ вечерами? В театр или на концерт. Без симфонического оркестра невозможно представить достойное будущее не только филармонии, но и краевого центра. Коллектив, насчитывавший несколько лет назад всего 12 музыкантов, потом 24, вырос до 70, а для полноценного состава нужно вообще 90, причем стабильного состава. Только такой оркестр может себе позволить исполнять крупные классические формы.
- Но уже сегодня уровень наших музыкантов весьма высок, им по силам любая программа.
- Это действительно так. Все приезжающие столичные дирижеры дают высокую оценку нашему оркестру, нашим замечательным дирижерам Юрию Каспарову и Андрею Абрамову. Более того, гости удивляются, что на периферии, как они говорят, сохранено настоящее искусство. Многие филармонии страны пошли по линии наименьшего сопротивления, держат лишь те коллективы, которые приносят доход. Мы же на это пойти не можем. Иначе загубим неповторимую часть культуры края, сохраненную с таким трудом. Только на высоких образцах мировой классики можно вырастить по-настоящему культурное поколение.
- При всех трудностях были в сезоне яркие запоминающиеся моменты, принесшие творческое удовлетворение. Даже на гастроли удавалось вырваться…
- О, в этом смысле сезон запоминающийся! Был прекрасный выезд в Волгоград и Волжск на фестиваль национальных культур ЮФО, побывали с оркестром и в Элисте. Вот уж когда наши музыканты и солисты поистине купались в лучах славы! Я еще не видела такого приема: каждый номер шел на бис, публика аплодировала стоя.
Прекрасно принимают нас и в крае. Свидетельством чему - наши выездные концерты в Буденновске, Благодарном, Александровском, Кочубеевском, Изобильном и многих районах. Но! К сожалению, сельские труженики, да и большинство жителей края не могут платить большие деньги за билеты на концерты филармонии, поэтому мы выезжаем работать порой почти в убыток, поскольку не имеем собственного транспорта и вынуждены львиную долю стоимости концерта отдавать за аренду автобуса.
- Валентина Викторовна, не могу не задать обязательный вопрос о творческих планах коллектива.
- Прежде всего провести на высоком уровне нынешнюю «Музыкальную осень», которую хотим посвятить 160-летию края. Традиционно первый день фестиваля отдадим классике. Вы сами видели, с каким энтузиазмом и признательностью наша публика это принимает. Конечно, пригласить, как бывало когда-то, нескольких композиторов и певцов - никаких бюджетов не хватит. Но вот лучшие коллективы из соседних регионов – Ростова, Астрахани, Краснодара - пригласим обязательно. Будем вести переговоры с нашими известными земляками - солистами московской и санкт-петербургской сцены. Помимо фестивальной программы составляем планы на год всем коллективам – симфоническому оркестру, камерному хору и вокально-хореографическому ансамблю «Слобода», а также двум струнным квартетам. И в следующем сезоне приоритетом остается работа детской филармонии, укрепление оркестра. Сезон будет интересным, это я обещаю.
А еще приложим все силы, чтобы за лето привести в порядок здание филармонии. Скоро приступаем к настилу паркетных полов. Отремонтируем фасад и внутренний дворик. А если удастся поменять кресла в зале, в чем обещает помочь министр культуры края Тамара Ивенская, то главный «Дом музыки» Ставрополья зазвучит по-новому. Мы верим - высокая классика еще станет модной, точнее - любимой!