Тупик на колесах Это надо было видеть: толпы людей на каждой остановке. Одни выходят на дорогу и высматривают, не мелькнет ли вдалеке долгожданная «газель». Другие шумно клянут всех и вся: начиная от маршрутчиков и кончая властями. На несколько часов город парализовало…

А между тем милиционеры действовали строго в рамках своих полномочий. По распоряжению начальника УВД по КМВ сотрудники подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка выехали в Ессентуки, где проверили маршрутные такси на наличие расчетно-кассовых аппаратов. Федеральный закон № 54, который депутаты Государственной Думы России приняли еще в 2003 году, предписывает всем организациям и индивидуальным предпринимателям при наличных денежных расчетах в обязательном порядке пользоваться контрольно-кассовыми аппаратами. В крайнем случае – бланками строгой отчетности (квитанциями, билетами).

– В законе есть исчерпывающий перечень, в каких случаях применение кассовых аппаратов не обязательно, – пояснила пресс-секретарь УВД по КМВ Елена Грищенко. – Маршрутное такси в него не входит.

За два дня работы в Ессентуках сотрудники милиции составили 14 административных протоколов за неприменение контрольно-кассовых аппаратов. В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ за такое правонарушение предусмотрен штраф на водителей от 15 до 20 МРОТ, на руководителей предприятий – от 30 до 40, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ. Согласитесь – кусается! А поскольку в Ессентуках ни в одной маршрутке уже давным-давно кассовыми аппаратами не пользуются, то шоферы и владельцы «газелей» сочли за благо вообще поставить машины на прикол. Тем более, кто-то пустил слух, что в 2004 году к 54-му закону приняли поправки, якобы позволяющие в автобусах малой вместимости обходиться без кассовых аппаратов и без билетов. Это создало иллюзию законности забастовки. В результате всего за несколько часов температура социального напряжения в тихом курортном городке достигла критической точки. «Взрыв» предотвратили сотрудники местной администрации, которые уговорили милиционеров приостановить проверку, а водителей – возобновить работу.

Стрелки часового механизма перевели, но мина как была, так и осталась взведенной. Причем, не только в Ессентуках, а во всех городах Ставропольского края.

Закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» едва вышел из чрева Госдумы РФ, как тут же вызвал волну возмущения со стороны предпринимателей. Российские законодатели намеревались упорядочить сбор налогов, а породили очередной виток жульничества и злоупотреблений. Причем даже среди законопослушных водителей.

Выбивать чеки и давать сдачу шофер маршрутки обязан на остановке – как только пассажир вошел в салон. Но далеко не каждый из нас сразу протягивает деньги за проезд. Иной еще минут пять копается в сумке, собирая рассыпавшуюся мелочь. Все это время маршрутка должна стоять на месте. Каково водителю, у которого резко падает оборот, каково пассажирам, которые спешат по делам! Обилечивать же во время движения опасно – водитель не может одновременно следить за дорогой и за кассовым аппаратом. А потому гаишники вполне обоснованно останавливали и наказывали таких многостаночников. Но тем-то куда деваться?

Вот и началась очередная российская игра в кошки-мышки. Водители делали вид, что они обилечивают, многочисленные контролеры делали вид, что они проверяют, милиционеры делали вид, что они блюдут закон. Как рассказывали мне знакомые шоферы, возникла даже «общаковая» структура. Маршрутчики в складчину подкупали «информаторов» в налоговой, в правоохранительных органах, среди ведомственных контролеров. Те сообщали, в какое время и на какой маршрут выйдут проверяющие. Соответственно эти час-два пассажиров обилечивали только через кассовый аппарат. А кто все-таки попадался, тот просто давал взятку контролеру по негласной, но твердой таксе. В конце дня, подбив «бабки», каждый водитель сам решал, сколько выбить чеков через кассовый аппарат и соответственно какой заплатить налог…

В последние два-три года, когда на Кавминводах одно за другим зачахли муниципальные автотранспортные предприятия и львиную долю перевозок стали выполнять частные маршрутные такси, о кассовых аппаратах постепенно забыли. Похоже, и местные власти, милиция смирились с тихим саботажем маршрутчиков. Чего не скажешь о тех, кто сидит в столичных чиновничьих креслах. Судя по всему, кому-то из них недавно попала вожжа под хвост, и на места полетел циркуляр: усилить, углубить. И вот на ессентучан как снег на голову обрушилась проверка…

Руководство УВД по КМВ явно не ожидало столь резкой реакции со стороны водителей, такого мощного общественного резонанса. Под благовидным предлогом – мол, сейчас подготавливается представление об устранении выявленных нарушений – милиционеры приостановили активные действия. Но и спустить на тормозах проблему применения контрольно-кассовых аппаратов в маршрутных такси им, видимо, не позволят. А потому заместитель начальника подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД по КМВ подполковник милиции Сергей Костюченко заявил:

– Мы будем проводить такую работу и в дальнейшем: как на других территориях, так и в городе Ессентуки.

В свою очередь местные власти разводят руками.

– Мы не можем заставить водителей частных маршруток выходить на работу, – пояснил ситуацию заведующий отделом промышленности, транспорта и связи администрации Ессентуков Игорь Дорохов. – Думаю, что если возобновятся проверки, возобновится и забастовка.

Похоже, чиновникам, водителям и всем заинтересованным структурам придется совместно искать выход из тупикового положения. Он найдется – было бы желание.

Николай БЛИЗНЮК