Сообразительности современных мальчишек и девчонок можно только позавидовать. Начиная писать шпаргалки «по старинке» – на маленьких листочках бумаги, они быстро становятся искусными «укротителями» учебного материала. Поговорив со своими друзьями и учителями (которые, кстати, в свое время тоже так «грешили»), я попыталась классифицировать шпаргальную систему. Вот что получилось.

Практически все мы делали «классические шпаргалки». Они пишутся на маленьких бумажках и содержат главные тезисы и формулы. Прячутся обычно в карманах.

«Шпаргалка-гармошка» делается на листе длиной до полуметра. Самое главное – правильно ее свернуть, чтобы на каждом развороте был отдельный вопрос.

«Бомба» – это готовые, написанные от руки, ответы, либо страницы из экзаменационных сборников. Каждый билет пишется на отдельном листе бумаги. Такие «шпоры» нужно положить в карманы, только не перепутай, в каком кармане нужный билет.

Так называемые «продвинутые» шпаргалки представлены множеством вариантов. Можно занести ответы в электронную записную книжку, написать в форме смс-сообщений. Если же неохота печатать ответы, то можно записать их на диктофон в сотовом и спрятать наушник под волосами (эта методика подходит в основном девушкам). Для особо ленивых разработана система hands free – незаметный наушник, подключенный к мобильному телефону. Шлешь другу эсэмэску с номером билета, а он по телефону зачитывает правильные ответы.

Правда, полностью надеяться на шпаргалки не стоит. Психологи советуют писать их лишь с целью систематизации и повторения информации. Что ж, будем стремиться к идеалу: знания должны быть в голове, а не зависеть от листка бумаги.