Мы - вторая семья
- Виктория Юрьевна, Центр в разговорах часто называют Дворцом. Например, в маршрутке: «Остановите у Дворца Гагарина…»
- И тем не менее мы – не Дворец и не клуб, мы –
Центр, который осуществляет методическое руководство художественно-эстетическим воспитанием детей и подростков в сфере дополнительного образования всего Ставропольского края. На нашей базе (и с нашим участием) проходят многочисленные краевые фестивали детских коллективов – хоровых, вокальных, театральных и т.д. Мы проводим семинары для педагогов дополнительного образования городов и районов, профессиональные конкурсы, научно-практические конференции.
Что касается работы непосредственно с детьми, то в 14 творческих коллективах КЦЭВД занимаются сегодня 670 ребят. Многие из этих коллективов, такие, как вокальная группа класса-студии им. Л.В. Спеваковой (руководитель Марина Гуськова), образцовый ансамбль кавказского танца «Сихарули» (руководитель Гурам Цитаишвили), детская студия народной песни и танца «Степные зарницы» (руководитель Александр Черных), известны и на Ставрополье, и в России. Среди педагогов нашего Центра - отличники образования, почетные работники общего образования РФ, заслуженный работник культуры России. В Международный день защиты детей в Центре состоялся наш отчетный гала-концерт. И это был настоящий праздник детского творчества.
Хочу, однако, заметить, что наши задачи сегодня шире, чем были когда-то. Современная ситуация в семье, в школе такова, что педагоги Центра зачастую дают ребятам не только художественно-эстетическое воспитание, но и воспитание вообще. Многим родителям не до того: одни азартно зарабатывают деньги, другие, напротив, растеряны и не в состоянии найти себя в сегодняшней жизни… В результате ребенок не получает ни любви, ни заботы, ни внимания. Мы стараемся восполнить этот дефицит. Каждый творческий коллектив, в который поступают дети, имеет пяти-семилетнюю программу. Фактически это вторая семья для ребенка, где есть и совместный кропотливый труд, и коллективное воспитание, и положительный пример взрослых. И где значительно меньше того социального неравенства, которым грешит школа. В Центре обучение во всех студиях и творческих объединениях бесплатное. Большая часть наших воспитанников – из социально незащищенных семей.
- А что в современных детях кажется вам наиболее проблемным?
- Повышенный уровень агрессивности. Желание отстраниться, отвернуться от реальной жизни. Отсюда столько зависимостей у подростков, включая компьютерную. А в творчестве ребенок сам себе и компьютер, и программа, но все это не для того, чтобы уйти в себя, а чтобы отдать миру, иметь с ним взаимосвязь. В нашем центре вместе со здоровыми занимаются дети-инвалиды. Поют, играют на музыкальных инструментах. Что очень полезно и для тех, и для других.
- В учреждениях дополнительного образования учебный год так же, как и в общеобразовательных, начинается в сентябре. Чем вам запомнился прошедший учебный год?
- Успешными выступлениями ставропольских ребят на краевых и всероссийских конкурсах. Это и театральный фестиваль «Русская драма», и фестиваль художественного творчества воспитанников детских домов «Созвездие», и Всероссийский конкурс чтецов, и другие. Танцевальный ансамбль КЦЭВД «Казбек», которым руководит Г. Цитаишвили, стал открытием Международного фестиваля «Ярмарка искусств народов мира» в Венгрии. В дни фестиваля юные танцоры получили приглашение выступить также в Сербии, где дали три замечательных концерта.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» президентских грантов были удостоены вокалисты класса-студии им. Л. Спеваковой Андрей Балан и Ирина Севостьянова, солистка хоровой студии «Жаворонок» Елизавета Некрасова. В недавно изданной общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России» есть статьи, посвященные нашему педагогу Владимиру Уклееву и юным вокалисткам Вике Казаковой и Маше Рыкуновой.
У нас открылись два новых коллектива – ансамбль гитаристов и студия бальных танцев «Бонус». Собираемся создавать детскую филармонию.
- В российском образовании идет долгая и, увы, мучительная перестройка. Касается ли она учреждений допобразования?
- До 2010 года мы, как и вся образовательная отрасль, должны перейти на подушевое финансирование по принципу «деньги – за учеником». Такой эксперимент уже идет в Сибири, и от тамошних коллег довелось слышать, что он ставит сферу дополнительного образования в очень жесткие условия. Чтобы выжить, приходится вводить коммерческие услуги. Ударит это в первую очередь по детям из неполных семей и другим категориям социально незащищенных. Не говоря уже о нервозности в педагогических коллективах: переход ребенка из одной студии в другую сейчас допускается – он ищет себя. А тогда за каждого, посещающего студию или секцию, педагогам придется сражаться – от этого будет зависеть их заработок… Все это не может не настораживать.
А вот отраслевой приоритетный нацпроект «Образование» нас, к сожалению, мало касается. Только в части «президентских» премий творческой молодежи. В крае несколько сельских школ-«миллионеров» получили в счет гранта балетные классы, а у нас он старенький, с морально устаревшим оборудованием. Если бы мы могли участвовать в подобном конкурсе, то, глядишь, и музыкальные инструменты бы обновили, и костюмы, и звуковую аппаратуру, и компьютеры приобрели. Есть мечта – открыть группу компьютерной аранжировки… Но пока – только мечта.