00:00, 20 июня 2007 года

И решила мастерица «расколоться»

Впрочем, справедливости ради следует сказать, что база фабрики сохранилась и по сей день, люди здесь по-прежнему работают, правда, уже не полторы тысячи человек и не в три смены, но все же…

Расположено это уникальное предприятие не где-нибудь, а у нас в крае, в городе Светлограде. Е. Яковенко пришла на фабрику сразу после школы, стала плетельщицей. Говорят, до того старательная была и добросовестная, что уже через месяц заработала первую благодарность от руководства, а потом и вовсе удивила всех своих знакомых, в 25 лет получив орден Ленина. Была она девушка боевая, как говорится, активистка, спортсменка и просто красавица. Портрет ее не сходил с Доски почета, саму Лену избирали в руководящие органы сначала по комсомольской, а потом и по партийной, и по профсоюзной линии. Росла она и по службе - из плетельщицы получился хороший мастер смены. Вот так и прошли 38 лет ее жизни.

Конечно, ей есть что вспомнить из трудовой биографии, но сейчас, когда Елена Карповна давно уже на пенсии, самым главным занятием стало для нее рукоделие, и оно не имеет никакого отношения к ее бывшей профессии. Хотя начиналось все в восьмидесятых. Однажды поехала она на Украину в гости к подруге. А та занималась изготовлением искусственных цветов. Лена, конечно, заинтересовалась необычным для тех времен ремеслом, стала ей помогать – так и научилась. В родной Светлоград вернулась – решила испытать себя, проверить, какая из нее цветочница получилась. Красной ткани купила, проволокой запаслась, обзавелась пинцетом, плоскогубцами, тисками, и уже вскоре в вазе алели модные тогда гвоздики.

Между прочим, купить живые цветы к празднику было большой удачей, на весь Светлоград - один-единственный цветочный киоск. Кто-то из сотрудников, увидев, что на окне в доме Яковенко красуются гвоздики, хризантемы, а то и – о, чудо! – розы, недобро отозвался: «Видать, наша Карповна богато живет и блат в цветочном магазине завела». Сейчас слово «блат» потихоньку уходит из нашего лексикона, а тогда понятие это было как бы осуждаемым, однако и желанным одновременно.

Прознав, что вокруг нее идет недобрый шепоток, Карповна решила «расколоться»: прямо посреди зимы подарила коллеге по цеху шикарный букет роз вместе с вазой.

- Это был настоящий шок, - вспоминает Елена Карповна, - именинница от счастья дар речи потеряла, даже прослезилась.

Женщины окружили букет, нюхают его, вдруг кто-то говорит:

- Аромата нет, в теплице ведь росли.

Порассуждали немного на эту тему, а мастерице не терпится, чтобы распознали в букете подвох, узнали о ее стараниях. Не получилось. И лишь когда именинница принесла домой подарок, кто-то из домашних доглядел, что у роз нет шипов, а вместо стебля у них проволока. Это был еще один шок, на другой день в цехе только и разговоров было, что о рукоделии Елены. Это сейчас искусственных цветов, как говорится, пруд пруди, а тогда на прилавке их не было совершенно, как и много чего другого. Зато на окнах работников фабрики букетов все прибавлялось – Елена Яковенко только успевала мастерить их к очередным именинам.

С годами ремесло ее совершенствовалось, и уже не только ткань да желатин шли на изготовление цветов, стала она творить поделки из гречки, риса, пшена. Даже древесная зола в ее арсенале есть – для изготовления пыльцы. Иногда рядом с мамой рукодельничает старшая дочь Светлана, понемногу разделяют бабушкино увлечение и внучата. Дома все полочки, все стены украшены, а скольких друзей и знакомых она от чистого сердца одарила – благо, их у этой общительной женщины много. Она – завсегдатай клубов «Собеседник» и «Парнас», которые собирают творческих людей Светлограда. Ей и роли под стать достаются – на днях проходило очередное заседание клуба, и она исполняла роль прекрасного цветка – ириса. Между прочим, наряжаясь на очередную встречу, женщины не забывают приколоть к платью изготовленное Еленой Карповной украшение. Самобытную мастерицу знают и в местном музее – здесь радует взор целая серия ее работ.

Н. МАРЬИНА