В частности, только износ техники достигает в абсолютном большинстве ДРСУ девяноста процентов. Среди других хронических «хворей» – и ничтожная прибыль дорожных ГУПов, исчисляющаяся порой несколькими тысячами (даже не десятками тысяч) рублей. Понятное дело, что с такими показателями дорожные предприятия, балансирующие на грани банкротства, просто не способны не только претендовать на выполнение серьезных государственных заказов, но и поддерживать дороги края в надлежащем состоянии.

Но, как известно, свято место пусто не бывает. С каждым годом неуклонно растет количество организаций с крепкой материальной и технической базой, которые запросто «уводят» у краевых дорожников хоть сколько-нибудь любопытные предложения. Причем среди основных конкурентов пришлые компании – из соседних регионов, да подрядчики, работающие на федеральных дорогах.

Решили «взять» реформой

Возможно ли найти истинных виновников «дорожной трагедии»? Вопрос, согласитесь, дискуссионный. Однако налицо явный перекос в развитии отрасли: буквально считанные единицы дорожных ГУПов на протяжении последних лет преуспевают. В числе явных передовиков называют Ипатовское и Кировское подразделения краевого автодора, а также ДЭСУ-2 им. В.И. Демидова: здесь и современная техника, и реальная прибыль, и соответственно серьезные заказы. Их, как было не раз отмечено на недавнем совещании в управлении дорожного хозяйства СК, бывшие руководители и кураторы отрасли по тем или иным причинам холили и лелеяли, не особо скрывая свою «симпатию» к отдельным ГУПам. А в это время остальным приходилось, по сути, влачить жалкое существование в ожидании хоть каких-то заказов.

Выход из сложившейся ситуации был предложен несколько неожиданный. Правительство СК приняло масштабное решение о реорганизации дорожного хозяйства края. В частности, планируется укрупнение ремонтно-строительных участков: вместо 34 нынешних подразделений краевого автодора в итоге должны остаться 10 кустовых с развитой филиальной сетью. Первые шаги в этом отношении уже сделаны, а в целом все преобразования свершатся совсем скоро: буквально до конца года.

Есть голоса «против»

Согласитесь, названное решение вполне тянет на звание если не реформы, то уж кардинальной перемены точно. Подобные, как известно, всегда вызывают жаркие споры. И мы уже писали («Кому отдать дороги», «СП» от 31.05.2007), что инициатива исполнительной власти незамедлительно подверглась жесткой критике.

Не без содействия своих же профсоюзов взволновались коллективы дорожных ГУПов, главы районов, откуда предприятия дорожного хозяйства в скором времени должны съехать, а далее по цепочке и краевые парламентарии. В краевую Думу незамедлительно обратился ныне уже экс-президент Совета муниципальных образований края А. Перевертайлов. И если в возмущении депутатов еще можно усмотреть некую политическую подоплеку, то сетования муниципалов в этом случае, казалось бы, можно считать более справедливыми.

– Реорганизация может привести к некоторому обострению социальной проблемы, – говорит глава администрации Петровского района А. Захарченко. – Кроме того, она изменит налогооблагаемую базу муниципальных образований и нанесет удар по доходным частям их бюджетов. Ведь, как известно, бюджетные дотации районам были заменены на дополнительные нормативные отчисления на налоги. То есть образуется выпадающий налог, который, конечно, должен быть компенсирован.

Как аналогию приводят примеры не совсем удачной, по мнению муниципалов, оптимизации. Так, в районах с этой целью не так давно укрупнили налоговые инспекции, после – отделения Роспо-требнадзора по СК и ставропольского филиала ОАО «ЮТК».

Про аргументы «за»

Правда, при этом беспокойство депутатов и муниципалов сами руководители дорожников называют совершенно напрасным и беспочвенным. «Плюсов реорганизации больше, чем минусов?» – спрашиваю у начальника краевого автодора и собственно автора идеи В. Чиркова. Он однозначно отвечает: «да». И так же однозначно отрицает слухи о грядущем сокращении специалистов в дорожной отрасли, что больше всего и пугает коллективы. При том, что учреждается всего 10 кустовых ДРСУ, их филиалы практически без изменения внутренней структуры будут сохранены в каждом районе.

Такая система, уверен В. Чирков, позволит раскрыть потенциал отрасли в целом, а главное – сделать ее более управляемой. И... независимой – от тех же районных глав, пытающихся не всегда, скажем так, экономически грамотно влиять на деятельность ремонт-но-строительных участков. В идеале стартовавшая реорганизация должна обеспечить также более своевременное и справедливое перераспределение средств и техники. Соответственно в торгах будут принимать участие уже более крупные предприятия, которые в отличие от нынешних в состоянии финансово обеспечить соответствующие заявки.

Ведь, к примеру, для участия в конкурсе на выполнение работ по ремонту и содержанию дорог в Арзгирском районе, за что государство платит 249 миллионов рублей, дорожному предприятию необходимо в качестве гарантии предоставить более 12 миллионов рублей на обеспечение заявки и около 75 миллионов рублей в качестве обеспечения госконтракта. Эти средства будут находиться у заказчика до полного завершения работ. Понятно, что такими деньгами сегодня могут похвастать лишь единичные ДРСУ.

Другой весомый аргумент «за» – оплата труда дорожников. Ее обещают везде подтянуть до уровня зарплат в базовых предприятиях.

Конечно, главный камень преткновения – налоги в муниципальные бюджеты. Этот вопрос тоже вроде проработан: филиалы в районах будут самостоятельно платить налоги муниципальным образованиям. Окрепшая дорожная база в идеале должна только увеличить количество сделок, в том числе и на районном уровне. А также – повлиять и на качество ремонта дорог, которые в ставропольских поселениях на дороги уже стали мало похожими...

*****

Пока можно только строить догадки, как в итоге разрешится «дорожная драма» и «исцелит» ли заявленная реорганизация целую отрасль от всех недугов. Однако приходится признать, что кардинального пересмотра требует вся система управления госимуществом. ГУПы и МУПы – и дорожные, и жилищно-коммунальные и многие другие, стоящие на краю финансовой пропасти, стали, по сути, настоящей обузой для бюджетов всех уровней. Обузой, которую сейчас и скинуть, и держать за плечами одинаково опасно...

Юлия ЮТКИНА