на XI Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге

на XI Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге

Как известно, перспективы освоения нового транспортного маршрута весьма заманчивы и сулят большие выгоды нескольким субъектам РФ, в том числе и Ставрополью. Проект хорош и с геополитической точки зрения, поскольку может создать серьезную конкуренцию планам транзита грузов в обход России.

Произвело впечатление, по словам главы края, заявление, прозвучавшее на форуме из уст первого вице-премьера российского правительства С. Иванова, что к 2020 году наша страна может и должна войти в пятерку ведущих экономических держав мира, и более половины нашего населения будет представлено средним классом, причем в европейском понимании этого слова. Россия уже сейчас готова стать одним из инновационных центров. В этом контексте актуально прозвучало предложение, высказанное на форуме президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о строительстве новой транспортной системы в Средней Азии, частью которой станет канал «Евразия». По подсчетам специалистов, строительство его обойдется в два раза дешевле, чем Волго-Донской канал. «Мы смотрели на будущее русло из космоса, – поделился губернатор. – На снимках четко виден естественный рельеф местности: он словно подсказывает, где должна пройти новая транспортная артерия, частично уже выстроенная. Из 650 км канала 329 км – это существующий Манычский водный путь, при этом большая часть канала «ляжет» на существующие водохранилища и озера». На первом этапе, для прокладки водного пути для морских судов, потребуется 140-160 млрд. рублей. Инфраструктура, в частности, порт в Апанасенковском районе, «потянет», конечно, на еще большую сумму. Но овчинка, как говорится, выделки стоит. По словам губернатора, «Евразия» окупит себя за 3-5 лет. Более того, поможет краю со временем стать бездотационным. Дело за инвесторами, которые, уверен губернатор, появятся.

На вопрос «СП», насколько проект продуман с технической и экологической точки зрения, губернатор сказал: «Морская вода, которая пройдет через наши степи, грозит засолением почвы. Но если русло укрыть бетонной рубашкой, проблем быть не должно. Проект на самом деле «с бородой», сталинский, 1936 года рождения. Только тогда его положили под сукно, были проблемы поважнее, такие, как наращивание оборонной мощи накануне надвигающейся войны. А теперь пришло время. Так что морской канал – это не фантастика, не придумка Черногорова, а результат реальных научных изысканий. И он будет построен. Так же, как и прямая магистраль с тоннелем через горные массивы, которая соединит Кисловодск и Сочи, Идея также не нова, родилась в 1954 году. А в 2004-м об этом заговорили вновь».

Есть ли реальные перспективы инвестирования проекта морского пути? Губернатор пояснил, средства найдутся, учитывая, что в его реализации заинтересованы и Россия, и Казахстан, и зарубежные партнеры. Просто пока нет конкретных договоров, поскольку для участников форума представленное предложение стало неожиданностью. Надо дать время осмыслить. А в ближайшем будущем губернатор, чтобы обсудить перспективы стройки века, намерен организовать поездку экспертной группы в Казахстан.

Он уверен, что наряду с «Евразией» вызовут большой интерес и ряд других предложений ставропольчан. Правда, масштабом они помельче. В частности, многих заинтересовала транспортная навигационная система, предлагаемая ЗАО «Мирком», которая определяет координаты автомобиля и позволяет с помощью спутниковой системы проложить оптимальный маршрут по федеральным дорогам и в населенных пунктах даже с учетом «пробок». Заинтересованно отнеслись потенциальные инвесторы к перспективе работы в особой экономической зоне Кавминвод. Сегодня курорт в состоянии принять 600 тысяч человек. В перспективе стоит задача число курортников увеличить до 2,5 млн. «Вместимость» наших Вод даже потенциально меньше, чем Черноморского побережья Краснодарского края, поэтому надо «брать качеством» и уникальностью лечебных и природных ресурсов.

В рамках форума губернатор успел обсудить последние трагические события в Ставрополе, связанные с убийством трех студентов, в том числе и одного чеченца, с президентом Чечни. Оценки глав субъектов совпадают. Р. Кадыров подчеркнул, что для них важно в первую очередь наладить прочный мир в республике, восстановить экономику, разрушенную инфраструктуру. Он также согласен, что надо особенно осторожно относиться к людям, которые стремятся попасть в политику на крови, сея межнациональную вражду. «Как и мы, – пояснил А. Черногоров, – в республике работают с диаспорами, ведут разъяснительную работу». По его словам, в ближайшее время при правительстве края будет создано новое подразделение, отвечающее за идеологическую работу, усилены информационно-аналитический отдел, аппарат совбеза, пресс-служба. Большую часть ответственности за произошедшее глава края возложил на власти краевого центра, за что, по его словам, с них спросится.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ