Мы - только мост между вчера и завтра
В главном отделе «Ленинца» тогда работали Александр Москвитин – поэт, Валерий Деньгубов, Василий Фартышев – романист. Ответственным секретарем служил Георгий Пряхин, высокий, смуглый, худой и очень талантливый. В крохотной комнатушке секретариата царил Юрий Воробьев, субтильный до полного отсутствия тела. Порой казалось, будто костюм сидит за столом сам по себе, лукаво выглядывая из-за толстенных очков. Он вел стенную газету «Козлотур», где собирались особо выдающиеся «перлы» журналистов и внештатников. Ценился юмор, умение подшутить над коллегой и парировать острое словцо. Чанов тут прижился сразу.
На работу Наум приходил не к девяти утра, как было положено, а часов с семи, чтобы писать «пока не началось». В самом большом кабинете редакции помещались шесть столов. Здесь одновременно общались с посетителями, чесали языки, строчили эпохальные передовицы и очерки. Шум и хохот, сизый дым разнообразных сигарет, чай и свежие анекдоты. Чанов мог в этих условиях «гнать строчки», «лудить тексты» не хуже других. Но его это не устраивало. Хотелось, чтобы авторство определялось по стилю, с первых прочитанных слов, а не по подписи.
Почерк у него был чудовищный. Крупные корявые буквы склонялись в разные стороны. На стандартном листе помещалась от силы дюжина строк, потому обычный очерк в рукописи выглядел как средних размеров эпопея. Когда Наум прочитал в «Записных книжках» И. Ильфа фразу, что все бездарности пишут одинаково, даже одинаково аккуратным почерком, он был счастлив.
А лицо склоненного над листом Чанова, в полном соответствии с фразой того же Ильфа, было скорбным.
Почему Наум быстро «вырос» - от рядового литсотрудника до завотделом пропаганды? Потому что, как охарактеризовал его В. Красуля, Чанов был «умный, ироничный, циничный». Сегодня много рассуждают о качествах, создающих незаурядного газетчика: максимальная информированность, блестящий стиль, умение «разговорить» любого собеседника. По-моему, все это вторично. Журналист – такой же человек, как и любой из его читателей. Он живет в той же стране, сталкивается с теми же проблемами. В отличие от большинства сограждан он обязан задумываться, что происходит, какие невидимые обычным глазом тенденции формируют сегодняшний и завтрашний день. Любое, самое незначительное событие будет интересно, если оно увидено в связи с главными закономерностями текущего общественного процесса. Остановка за малым – понять эти самые закономерности.
На истфаке учили именно этому. И Чанов (это я понимаю сейчас, через много лет) все время пытался осмыслить текущий день в исторической перспективе. Он высоко ценил Маркса, потому что тот обнажил пружины жизни общества – групповые и личные интересы, и повторял: если не хочешь быть вечной жертвой обстоятельств, читай классиков.
Конец шестидесятых вообще был странным временем. Люди, способные думать, понимали, что жизнь коммунистического государства никакого отношения к марксистско-ленинскому учению не имеет. Популярным стал анекдот, как оживший Маркс поездил по Союзу нерушимому и, выступая по интервидению, заявил: «Пролетарии всех стран, извините». Научный коммунизм изучали во всех вузах, но власть предержащие не способны были понять главные идеи в силу крайней своей необразованности. Мой старинный друг, известный писатель-фантаст В. Звягинцев, работал тогда в отделе пропаганды крайкома ВЛКСМ. Он принес на службу том из полного собрания сочинений В.И. Ленина, спрятал книгу в ящик стола и стал читать одну из статей вслух. После нескольких фраз коллеги заволновались: «Кончай антисоветчину. Нас же всех с работы повыгоняют. А тебя вообще посадят». Звягинцев показал книгу…
Наум вырос «на улице» и не боялся драки ни в темном переулке, ни в высоком кабинете, где бьют больнее. С одним из редакторов «Ленинца» Наум разошелся во мнениях, какие публикации молодежка может себе позволить, а на что она не имеет права. Шеф жил по принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть». Подчиненный швырнул заявление об уходе.
Проблема заключалась в том, что Чанова в то время выбрали секретарем парторганизации редакции и до следующего волеизъявления членов «первички» ни отпустить, ни уволить его не могли. Крайком партии пытался навязать консенсус, но Наум уперся: с этим нудаком (от слова «нудный») работать не буду. Тогда строптивцу пообещали устроить неприятности по партийной линии и безработицу. «Меня в городе и крае знают, - осклабился в ответ Чанов. – Сяду напротив Белого дома продавать билеты «Спортлото».
С крайкомом КПСС в таком тоне разговаривать не рекомендовалось. Вполне могли вышвырнуть не только из газеты – вообще из профессии. На Наума в те дни страшно было смотреть – почернел, осунулся, даже вечная ухмылка исчезла. Тогда единственный раз он признался в любви к профессии – сказал: если выгонят, мне конец.
История получила счастливое, как в кино, завершение. Наума вызвали в главный дом и сообщили о принятом решении. Редактор ведет правильную линию. А товарищ Чанов готовит и проводит отчетно-выборное собрание, сдает партийные дела и отправляется рядовым литсотрудником этажом выше, в «Ставропольскую правду». Обе редакции располагались тогда на пр. К. Маркса, где сейчас заседает городская власть. На первом этаже, ближе к прохожим, «Ленинец». На втором и третьем – партийное издание. Переход из «юнцов» в «солидные люди» не без основания называли повышением.
Позже, примерно через год, Наум сказал мне: «Когда я писал первые статьи для «Ставрополки», у меня тряслись руки».
По долгу службы Наум не раз рассказывал в газете об «энергичных людях», которые разворачивали нелегальное производство ширпотреба и наживали миллионы. И которых регулярно отправляли на лесоповал сотрудники ОБХСС. Еще чаще «корейками» занимался КГБ. Как менее коррумпированная структура. Сотрудничество Чанова с комитетом началось не по инициативе журналиста. Но обращение серьезной организации именно к Науму тоже было формой признания его публицистического таланта. Чтобы сделать статью по материалам «Конторы Глубокого Бурения», мало было только уметь писать. Следовало хорошо разбираться в тонкостях текущего политического момента, уметь объединить с этими тонкостями реальные интересы большинства читателей. Наум это умел. Я уже говорил, что он был умным.
Парадокс заключался в том, что сам «штатный публицист комитета» разделял идеи творцов пражской весны 1968 года, приносил азербайджанскую газету с выразительным названием «Вышка». Там печатались рассказы о том, как начал беспощадную борьбу с коррупцией новый первый секретарь Алиев. Широкому российскому читателю знать об этом было не положено, и Наум мог получить большие неприятности за то, что сообщал друзьям информацию об акции, одобренной высшим руководством КПСС.
Ни Чанов, ни я (тем более) не были такими уж продвинутыми экономистами, но какие-то элементарные соображения в голову порой приходили. Однажды я спросил Наума: «Все эти деловары нелегально разворачивают производство одежек, которые у нас в дефиците. Может, выгоднее было бы дать им волю? Пусть трудятся на всеобщее благо». «Они могут работать только на себя, – ответил журналист. - Так у них мозги устроены».
При встречах на улице с Наумом уважительно здоровались за руку и В. Казначеев, тогдашний второй секретарь крайкома партии, и бандит-рецидивист Ванюша Цыган.
Когда Чанов стал заместителем редактора «Ставропольской правды», он понял, что достиг потолка. В СССР антисемитизма официально не было. Действовал негласный принцип: тех, кто уже работает, не выгонять. Но новых не брать. И на руководящие должности людей с «пятой графой» (для молодежи объясню, во всех анкетах вопрос «национальность» шел после ФИО именно на пятом месте) выдвигать не рекомендовалось. А у Наума в паспорте было написано: еврей. И не скрывал он этого никогда и ни от кого. (Анекдот тех лет: что такое еврей со знаком качества? Еврей, в паспорте которого написано «русский»).
Став замредом, он позвал меня в кабинет и сказал: «Старый (любимое его словечко), извини. Тебя печатать мы не будем. Скажут, Чанов своих тащит». Я пожал плечами. Рецензии с удовольствием публиковал «Ленинец» и уже не первое десятилетие. Дрожи от вида собственной фамилии на газетной полосе я давно уже не испытывал. Гонорары к зарплате мало что добавляли. Решил: да и хрен с ним. Но, признаюсь, такая принципиальность друга покоробила. Ни до этого, ни, тем более, после ни с чем подобным встретиться не пришлось.
В годы перестройки, когда М. Горбачев стал шаг за шагом делать то, чего мы много лет ждали, - объявил гласность, разрешил кооперативы, - Чанов стал яростным противником нового генсека и его курса. Наум доказывал, что единственная сила, способная проводить эффективные перемены в стране, - КПСС. Потому он с иронией отнесся к шумной деятельности народного фронта и его лидеров-демократов. «Сорок прапорщиков не смогут управлять Россией», - вольно цитировал Наум Александра Грибоедова. И добавлял от себя: Государственного мышления не хватит. Сплошные лозунги в головах».
Сегодня, пытаясь понять Чанова задним числом (и умом таким же), думаю, его рассуждения вы-глядели следующим образом. Для того чтобы не случилось «катастройки», необходим «второй НЭП». Отдать торговлю, общепит, бытовое обслуживание в руки энергичных частников. Ввести маленькую безработицу. Отпустить на волю идеологию. Пусть болтают, что в голову взбредет. (Столько глупости и пошлости, как сегодня, после запрещения цензуры, я не слышал за всю жизнь).
Ключевые высоты в экономике (энергоресурсы, внешняя торговля, военно-промышленный комплекс) оставить за государством. Это даст возможность и производство модернизировать, и средний класс вырастить не бандитский и не паразитирующий при чиновном люде.
Госаппарат же обязан обеспечить безопасность, высокий уровень образования и медобслуживания, решение социальных вопросов. Для этого нужна вторая независимая власть, организующая и ведущая сила – КПСС, которая контролирует чиновников. Кто-то скажет, будто Наум предлагал «китайский вариант». Может, и так. Только придумывал этот план Чанов в те времена, когда в Китае громили «банду четырех». (Через двадцать лет мы приходим к той же схеме. Только на место коммунистов претендуют «медведи» да «эсеры». И мечтают они руководить олигархами, которые уселись на тех самых высотах и от щедрот своих финансируют кто одну, кто другую «правящие партии»).
Перечитывая этот текст, я понимаю, что далеко отошел от канона воспоминаний о людях «Ставрополки». Ни слова о том, каким замечательным, душевным руководителем был Чанов, как нежно он любил свою замечательную профессию – сообщать людям правду.
Наум всю жизнь пытался понять, что есть истина (не он первый), и всю жизнь боролся за право высказать то, что искренне считал верным. Это сделало его незаурядным журналистом, одним из лучших (я в этом убежден) за всю историю ставропольской журналистики. Остальное менее важно.
Чанов был трагической фигурой. Он вошел в конфликт со своим временем. Он не принял новых веяний. Возможно, потому, что был умным. В отличие от почти всех нас. Наша коллективная дурь обошлась России дороже, чем Великая Отечественная война.
Кто-то из поэтов, погибших в 41-м, написал: «Мы – только мост между вчера и завтра». Наверное, бывают такие люди-мосты. Если они исчезнут, «завтра» будет таким, словно никакого «вчера» и не было. Придется начинать все сначала. Вместо развития и продолжения великой культуры былого Рима, пусть императорского, начнется дикое Средневековье под гнетом варваров.
9 июня 2007 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
