Людмила Касаткина: Людей надо любить чуть больше, чем себя
- Людмила Ивановна, что вам больше всего понравилось на кинофестивале?
- Я уже второй раз участвую в «Золотом витязе». Этот фестиваль более добрый, чем все остальные. Он собирает очень порядочных людей. Но главное, мне нравится, что здесь мы встречаемся со зрителями. Я, например, с группой актеров ездила в Новопавловск, посетила там православный собор, пообщалась с народом. Для актера - это очень большой стимул… Мне важно участвовать в фестивале православной направленности. Ведь когда человек верит, он считает, что Бог остановит его от плохих поступков и толкнет совершать добрые…
- Вам понравился Кисловодск?
- Это рай! Я приехала сюда после операции на глазу, с бронхитом, находясь на больничном. И мне здесь делали процедуры, лечили. Сейчас я чувствую себя гораздо лучше. Здесь днем жарко, а ночью холодно. Спать в прохладе горного воздуха - ни с чем не сравнимое ощущение. Просыпаешься утром и чувствуешь, что действительно выспался. А в Москве люди задыхаются! Там ночью 34 градуса, плюс раскаленный асфальт…
- Вы до сих пор работаете в театре. Чем вы сами объясняете свое творческое долголетие?
- В театре я работаю всю жизнь. Мною сыграна 61 центральная роль. Труппа у нас была изумительная. Из нее сейчас осталось всего три артиста… А долголетие объясняю тем, что я влюблена в свою работу.
- Вы всегда мечтали быть актрисой?
- Нет, я мечтала быть балериной. Четыре года училась в Московской оперной студии на хореографическом отделении, играла в спектаклях. А потом у меня обнаружили малокровие, и с этой мечтой пришлось расстаться. В 1943 году я подала заявление на актерский факультет ГИТИСа.
- Легко поступили?
- На вступительных экзаменах я читала «Итальянскую сказку» Максима Горького. Некоторые члены приемной комиссии плакали…А я считала себя некрасивой и была очень маленького роста…
- Ваш муж режиссер Сергей Колосов снял вас в самых популярных фильмах. Выйти замуж за режиссера мечтает любая актриса…
- Всего я снялась в 12 фильмах мужа. Конечно, мне часто говорят, что в моей жизни все по блату, когда муж режиссер. Но ведь я ему ни одного фильма не завалила… Эльдар Рязанов однажды сказал: «Если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже делал потрясающие картины». То есть, наоборот - это Колосова упрекали в том, что я помогаю ему уровень держать…
- А как было на самом деле?
- А на самом деле у нас просто сложился творческий союз. Мы учились у одного педагога, у нас были одинаковые ценности, представления о том, как надо снимать... Поэтому все получалось! Все эти разговоры про блат рождали во мне еще больший азарт. Было желание победы, а злости не было. Первая наша совместная картина - «Укрощение строптивой». За эту роль я получила первую премию на фестивале в Монте-Карло.
- Как вы познакомились с мужем?
- Я училась на четвертом курсе ГИТИСа, у меня было много поклонников. Но я была страшная недотрога. А Колосов вернулся с войны, начал ухаживать, цветами меня засыпал… Мы дружили четыре года. И за это время он всех моих поклонников затмил…
- В фильме «Укротительница тигров» вы входите в клетку к хищникам. А в жизни вы такой же смелый человек?
- С этого фильма началась моя телекарьера. Но когда со мной подписывали договор, там и слова не было о тиграх. Мы спокойно снимали фильм, а потом вдруг режиссер Борис Эдер заявил, что мое лицо обязательно должно быть в кадре рядом с тигриной мордой. Пришлось войти в клетку. Но вышла я оттуда, не помня себя… После съемок Эдер предложил мне стать укротительницей тигров. Сказал, что у меня есть настоящий кураж…
- Вы всю жизнь проработали в одном театре. Какие качества требуются от человека для такого творческого постоянства?
- Требуется характер однолюба. У меня один муж, один театр, один сын. А еще нужны порядочность и верность. Когда общаешься с человеком, надо быть аккуратной. У меня было много предложений из других театров. Но мне была очень дорога именно эта труппа. Не только актерский состав, но и костюмеры, декораторы, осветители… Эти люди проявляли ко мне столько заботы и любви, что из такого коллектива я уже не могла уйти.
- Какие спектакли вы сейчас играете?
- Сейчас я играю главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». В этой пьесе когда-то играла Раневская, и она до сих пор идет при аншлагах.. Сейчас я играю только на малой сцене - это зал на 500 мест, в то время, как большая – на полторы тысячи. Но на большой я сорвала голос… Вторая пьеса, которую я играю, - «Шарады Бродвея». Премьера этого спектакля состоялась 16 лет назад. И все эти годы были аншлаги. Третий спектакль - французская пьеса «Школа любви». Это мой самый любимый спектакль. Он удивительный. Это история двух одиночеств. Там есть 80-летняя женщина и 26-летний мужчина. Каждый из них ходит от одиночества на кладбище смотреть, как хоронят людей. Там они и знакомятся. Эта пьеса полна любви. Духовной. Она абсолютно лишена пошлости. Она показывает, какие ниточки могут связывать людей разного возраста…
- У вас есть дублер?
- Нет, к сожалению. Люди с трудом достают билеты, и бывает настоящее горе, когда из-за моей болезни отменяют спектакль. Понимая это, я играю даже с температурой.
- Почему нет дублера?
- Не знаю, не могут найти. Я встречалась с несколькими актрисами и говорила каждой: «Давай, я тебе помогу, научу...» , но ничего из этого не получалось.
- Это потому, что вы –такая великая актриса?
- Я не считаю себя великой актрисой. Просто у меня довольно широкий диапазон. Я начинала как комедийная актриса в кино - сначала «Укрощение строптивой» и «Душечка». А потом снималась в драмах и дошла до трагедии. Я не повторяюсь. Хотя при этом я не делаю неузнаваемым свое лицо, и все понимают, что это - Касаткина.
- Что для вас новая роль?
- Каждая пьеса дарит новые обстоятельства, новую жизнь, совсем не похожую на твою. Каждая роль - это большое событие. Моя задача - докопаться до сути. Как говорил Станиславский, до зерна этого человека. Я играю очень разных персонажей.
- Как вы переключаетесь?
- А вот это необъяснимо. Это происходит само по себе. Это уже как тебе поможет Бог или твои способности.
- Как вы отдыхаете?
- Я все время читаю. У меня под подушкой всегда какая-нибудь книжка лежит. Очень люблю поэзию. Но сейчас, с возрастом, я читаю то, что меня успокаивает.
- А телевизор смотрите?
- Почти нет. Мне очень жаль, что из людей уходит внутренняя культура, которая была раньше. Молодежь воспитывается на плохих примерах. Мне жаль наших ребяток, которые сегодня смотрят по телевизору бог знает что: кровавые, жестокие, низкопробные сериалы. Вы, наверное, и не знаете, что раньше был канал, по которому шли телевизионные спектакли. Ведь не все могут приехать в Москву и прийти в театр. Я до сих пор получаю мешки писем, в которых меня зовут в тот или иной город России…
- Вы никогда не пробовали себя реализовать в качестве режиссера?
- Даже мысли такой никогда не было! Я вообще не люблю властных людей, которые навязывают человеку свою волю.
- Вы – не такой человек?
-Я могу быть резкой, если человек того заслуживает, и кидаться на помощь к любому по первому зову. Так меня воспитали мои родители. Они говорили, что надо людей любить чуть больше, чем самого себя.
- Жизнь подтвердила этот тезис?
- Да, когда ты живешь так, то встречаешь очень много любви и добра. Творить добро для меня и есть высшее предназначение человека.