Ковыльная степь. Седые курганы

Ковыльная степь. Седые курганы

Ковыльная степь. Седые курганы

Ковыльная степь. Седые курганы

Зрительный зал притих, словно ночная степь. Занавес, волнуясь, будто сдерживал свое дыхание. Секунда- другая, и полетел со сцены сильный мужской голос: «Ставрополь... Сын старой крепости, казачий ставропольский край – ковыльная степь, седые курганы...». И зал ожил, объединился, будто все ждали, что именно эти слова и должны быть произнесены. Да ведь так оно и есть – живем в ожидании правды, чуда, красоты, даже если некогда об этом говорить и думать. Впрочем, все дальнейшее происходило «по рецепту» водителя из нашей легенды. На сцене Ставропольского Дворца культуры и спорта выступал муниципальный казачий ансамбль песни и пляски «Вольная степь». И мы, зрители, получили счастливую возможность в свое удовольствие послушать народные казачьи песни, увидеть казачьи танцы и вообще из «общечеловеческого» пространства смертельно надоевшей попсы перенестись в мир родной культуры.

Начнем с того, что двухтысячный дворцовый зал был заполнен весь, без остатка, а оглушительные аплодисменты, крики «браво! любо!» сопровождали каждый номер и каждого артиста. Было ощущение, будто люди боятся, что концерт вот-вот закончится, а они не успеют излить все свои переживания. Интересно и другое: как удается «обыкновенному зрителю» понять, что перед ним настоящие профессионалы? Да ведь они берут над ним власть, подчиняют своему таланту, попросту дарят почти детское чувство радости. «Вольная степь» пела и плясала так заразительно, красиво, мощно, что вскоре вытеснила все прочие чувства, превратив зал в единый народ. Прекрасные голоса, яркие костюмы, казачья удаль, сдобренная народным юмором, легко и убедительно создавали образ казака, наделенного внутренней силой и достоинством. Такие концерты надо смотреть из терапевтических соображений: они повышают чувство нашего самоуважения. Огромный очевидный успех этого ансамбля не только в его мастерстве и большом сценическом обаянии. «Вольная степь» непостижимо как выразила копившиеся годами чаяния людей. Если перевести на язык слов чувства зрительного зала, мы узнаем его требование: защитите нашу родную национальную культуру, а уж народ, обладающий такой культурой, защитит себя сам. В Ростовской области после окончания филиала Петербургского университета культуры Василий Берченко работал в прекрасном русском народном хоре, но казачья песня привлекла его новыми возможностями. Будучи коренным ставропольчанином (родился и вырос в селе Овощи), он хорошо знал, что значит выйти на весенний луг и запеть от радости. Народность – она ведь не в правилах и размышлениях, а в чувствах. Вот почему казачьи песни и танцы так понятны и актуальны для нас. В них эхо войны, чувство риска, запечатленный образ стража российской границы, хлебопашца и воина одновременно. В казачью песню Василий Васильевич вошел как в холодную воду, дух даже захватило.

Постепенно определилось творческое лицо ансамбля: Ставрополье, земля войска Терского, – единственная из территорий, где живут сразу и донские, и терские, и кубанские, и черноморские казаки. «То не змей в траве зеленой извивается, ползет. Это Терек восхваленный к морю Каспию течет...». Так начинается терская песня, которую вскоре сменяет лихая песня с пляской: «Эх, донские казаки, они верно служат, по границам разъезжают, ни о чем не тужат. Есть вино – пьем вино, нет вина – пьем воду! Ни за что не променяем мы казачью моду!..». И тут же зрителей увлекают песней запорожских казаков... Удивительно, но этому ансамблю действительно удалось сплести свой оригинальный народный венок, а художественной основой служит фольклорное творчество. Не современная выхолощенная стилизация, не этнография как таковая, а именно путь познания народа через его же творчество. Насколько оно талантливо, можно судить по тому неоспоримому факту, что весь фольклор (песни, танцы, сказания, баллады, легенды) создан народом самостоятельно, без участия гениальных писателей и великих артистов.

Тонкое понимание сути фольклора и позволило творческому руководству ансамбля создать исключительно живой организм. Познакомимся: руководитель оркестра – заслуженный артист РФ Вадим Абрамов, главный балетмейстер – опытнейший хореограф Виктор Агеев, хоровой балетмейстер – Людмила Берченко. Артисты же – недавние выпускники ставропольских факультетов искусств: СГПИ, СГУ, колледжа искусств. А еще примечательна история создания этого ансамбля. Внимательно и серьезно изучив план Василия Берченко, администрация Ставрополя, как говорится, одним росчерком пера, выделила 44 ставки для создания профессионального муниципального ансамбля. Удивительно?! Но так оно и должно быть: государственную помощь должны получать те культурные программы, которые поддерживают стержневые линии государствообразующей русской национальной культуры, пришедшей, увы, в последние годы едва ли не в полное запустение.

«Даже в деревнях, – сокрушается Василий Васильевич, – если и поют, то не народные, а блатные песни и матерные частушки. Для них «Вольная степь», часто гастролирующая по краю, как глоток свежего воздуха... Если называть вещи своими именами, сегодня уже не сам народ, а та немногочисленная духовная элита, сохранившая с ним связь, – и есть последние хранители русской национальной культуры».

Выступление «Вольной степи» завершилось бурными благодарными аплодисментами. Артистов буквально завалили цветами, затем последовала торжественная процедура: заместитель главы администрации Ставрополя В. Муравьева и атаман Ставропольского городского казачьего общества

С. Пономаренко вручали артистам награды и грамоты. Ну а зрители, среди которых было много молодых, вдохнув свежего воздуха народного искусства, широкой лентой выходили в город, восполнив, к своей радости, недостатки современного воспитания...

P.S. Стало известно, что молодой коллектив пригласили в Португалию и Италию к участию в фестивалях. Что ж, за границей наше народное творчество любят, для них это экзотика. Лишь бы таковой оно не стало для нас.

Светлана СОЛОДСКИХ