Своя борозда
Каждая строка в этом лирическом отступлении, как сказал бы стилист, информационно насыщена. А какие точные найдены слова! Умение излагать мысли емко, лаконично, образно всегда отличало журналиста Дмитрия Савченко. Способность эта по-настоящему проявилась впоследствии и в его книгах.
Он не сразу нашел свою стезю. Были годы исканий и проб. Они обогатили сельского парня житейским опытом, расширили кругозор. И, когда он неожиданно для себя попал в редакцию районной газеты - его как молодого коммуниста направил туда на работу райком КПСС, накопленный багаж жизненных наблюдений очень пригодился. А главное - понравилось писать, делиться своими размышлениями с читателями.
«Районка» оказалась хорошей профессиональной школой. Его умное и неравнодушное перо заметили в «Ставропольской правде». Пришло время, и он стал ее сотрудником. Был разъездным корреспондентом, заведующим отделом, выпускал целевые страницы «Под контроль народа», «Факел» (о патриотическом воспитании), готовил к публикации статьи ставропольских ученых. Потом решил попробовать себя в должности собкора «Ставрополки» и попросился на Кавминводы.
- Газетная полоса для меня всегда служила рингом, - говорит Дмитрий Иванович, - где можно было в открытую бороться с такими пороками, как хамство, ложь, коррупция. Бороться по-крупному.
Его материалы и были орудием этой борьбы. Особенно удавались Д. Савченко аналитические статьи. Он хорошо разбирался в нюансах хозяйственной жизни, в психологии партийных функционеров, знал, что печалит и заботит простых тружеников. А потому его острые публикации в «Ставропольской правде» всегда вызывали читательский резонанс, а у некоторых начальников после их выхода «летели головы». Ведь в те годы критическая статья в газете могла погубить карьеру руководителя или рядового чиновника, потому что власти не имели права не реагировать на выступления печати.
Становились всякий раз событием и его зарисовки и очерки о людях. Они отличались теплотой и поэтичностью. Именно в этих материалах проявлялось умение Д. Савченко работать над словом, выписывать детали, обнажать мысль. А герои его очерков приобретали в крае известность и почет. Коллеги по перу, которым довелось работать вместе с Д. Савченко в «Ставропольской правде», к примеру, до сих пор вспоминают как образец журналистского мастерства очерк о главном агрономе совхоза «Урожайненский» Левокумского района Николае Ковалеве. Он назывался «Дождь Сахары».
Судьба не баловала Дмитрия Ивановича. Он пережил не одну личную утрату. Ему приходилось сталкиваться и с людской непорядочностью, и с предательством.
Проработав в «Ставропольской правде» без малого 20 лет, он стал заведующим сектором печати крайкома КПСС. С этой карьерной ступени начался его путь руководителя средств массовой информации. В смутные перестроечные годы он был главным редактором карачаево-черкесской областной газеты, Пятигорской студии телевидения, краевой газеты «Кавказская здравница». Его профессионализм был достойно оценен: он дважды становился лауреатом краевой журналистской премии имени Германа Лопатина, получил звание заслуженного работника культуры РСФСР.
Уйдя на пенсию, целиком занялся литературным творчеством. За сравнительно короткий срок написал цикл рассказов «Дни Ивана Ильича Бугрова», две повести о безвременье - «Красные мантии» и «Человек из другой команды», историческую поэму «Мудрец и царь», два романа
- «Волчьи ворота», который выдержал уже три издания, и «Дух сомнения». Кроме того, выпустил монографию «Терское казачество в истории присоединения Северного Кавказа к России (XVI-XIX вв.)», защитив по этой же теме диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. Был принят в Союз писателей России.
Перешагнув 70-летний рубеж, не снизил творческой планки. Недавно вышло в свет новое произведение Дмитрия Савченко - документальное повествование «Надежды русского поля». Оно посвящено человеку, оставившему яркий след в новейшей истории Ставрополья,
- Герою Социалистического Труда, почетному гражданину края, бывшему первому секретарю Ипатовского райкома КПСС Виктору Калягину - одному из создателей знаменитого ипатовского метода комплексной уборки хлебов. Этому методу, который в свое время стал настоящей революцией в зерновом производстве, в нынешнем году исполняется 30 лет.
Д. Савченко не раз писал об Ипатовском районе и его людях, здесь его крестьянские корни. И образы любимой ипатовской степи, раскрашенной по весне дикими тюльпанами, картины ее бескрайних полей, звенящих летом золотом спелых колосьев, часто встречаются в его журналистских материалах, посвященных раздумьям о судьбах родной земли и хлеборобского дела, о нелегком труде селянина.
Но его последняя работа - «Надежды русского поля», - кажется, вобрала в себя всю народную боль при виде того, что происходит сейчас на селе, где разрушены процветающие некогда колхозы и совхозы, забыты достижения прежних лет. «Между тем, - пишет он, - пора подумать о земле нес похотливых позиций, уже окрещенных в народе рублевским землепользованием. Еще не поздно воздать ей должное как кормилице нации. И в этом плане отбросить амбиции, поклониться опыту сельского хозяйствования, который требует изучения применительно к новому времени. К числу золотых россыпей, найденных на Ставрополье, я отношу и Ипатовский метод, и Специализированные комплексы по выращиванию определенных культур, и Объединения по механизации сельского хозяйства. Пишу названия методов с большой буквы. Они того стоят».
В этих отточенных строках весь Дмитрий Савченко - гражданин и патриот. Он продолжает прокладывать свою борозду на родной земле.
26 мая 2007 года