Владимировская дуга
Лук «Ребровский» и экспортное шампанское
...Давным-давно Владимировка процветала. На землях, которые от Екатерины Великой получил генерал Савельев за заслуги перед Отечеством, местные крестьяне впервые вырастили темно-синий лук «ребровский». Они также занимались шелководством, тонкорунным овцеводством, виноградарством. Шампанское, которое производили здесь, экспортировали в Европу.
После Великой Октябрьской во Владимировке советские аграрии создали колхоз «Красный буденновец», ставший известным далеко за пределами Ставропольского края. Судьбы селян были связаны с ним. В хозяйстве работало не одно поколение. Сейчас о славном прошлом напоминают лишь сельский клуб и контора правления, в которой, кстати, арендует помещение и местная администрация. В ста метрах какие-то развалины.
- Это бывший универмаг, - рассказали жители. - Когда-то за покупками сюда ездили даже из соседних районов. А в 90-х его растащили. И никому теперь он не нужен…
Впрочем, не очень нужны и крестьяне. В селе - повальная безработица. Около 650 работоспособных людей просто вынуждены «бить баклуши», перебиваясь сезонными заработками. Две трети выращивают скотину и овощи на собственном подворье – тем и живут. Остальные – пенсионеры, студенты, военнослужащие. В бывшем колхозе числится несколько человек: председатель, водитель, бухгалтер, техслужащие. В общем, электорат для избрания нового председателя есть. Кстати, срок полномочий прежнего, Павла Саломатина, истек 27 марта нынешнего года.
Крах и надежды
В девяностых «Красный буденновец» еще «дышал». А затем чехарда председателей, неумелое управление привели к краху. В 2004 году, хозяйство оказалось на грани разорения. Буденновцев «спас» инвестор - генеральный директор соседнего ООО «Урожай» Магомед Саид Алиев. Он одолжил предприятию крупную сумму, но под высокие проценты. Руководство колхоза не смогло вернуть деньги вовремя. Банкротить селянам свое детище не хотелось. Поэтому на общем собрании решили: отдать хозяйство в руки инвестора, тем более что он «выкупил» все долги разоренного колхоза. Был заключен договор об аренде всего имущества на шесть лет.
На собрании, по словам главы администрации Владимирского сельсовета Полины Устиновой, местные власти и она в том числе предлагали ограничиться не шестилетним сроком, а вдвое меньшим.
Фермеры и паи
Не все захотели иметь дело со спонсорами. Пионером-фермером стал Виктор Калайтанов, организовавший КФХ. Встреча с инвестором крестьянина не вдохновила. Алиев пообещал, что земли не даст. Неизвестные звонили домой Калайтанову, угрожали семье. Тем не менее в 2005 году хозяйство заработало. Потом еще часть пайщиков из «Красного буденновца» не захотели сдавать землю в аренду «Урожаю». 34 человека ушли к Калайтанову и потребовали у руководства колхоза свои имущественные паи.
- А нам в ответ: «Не положено», - возмущаются фермеры. - Как же так? Ведь в уставе колхоза записано, что у каждого колхозника должна быть книжка, куда после составления годового отчета заносятся сведения об имущественном пае. Ничего этого не делается.
Обделенные крестьяне поехали с жалобой в минсельхоз края. Там им объяснили, что «выходцу» положено имущество, соответствующее его паевому взносу. Если же всего этого пайщикам не удастся добиться по-хорошему, тогда дорога одна – судебные тяжбы. Но для того, чтобы отсудить пай, нужны большие деньги – около 40 тысяч рублей на каждого. В итоге остаются крестьяне без колхозного имущества.
Сейчас фермерское хозяйство Виктора Калайтанова – единственное продуктивное в муниципальном образовании. Остальные пять КФХ терпят бедствие.
Этой же судьбы не избежал и Николай Галаев. Он организовал фермерское хозяйство в конце апреля нынешнего года. И почти сразу нажил неприятности.
Земля и доля
Часть собственников земельных долей решили отдать свои земли в аренду КФК «Галаев» и заключили с ним договор аренды. Магомеда Саида Алиева заранее известили о выделении земель. Все, короче говоря, сделали по закону.
Утром 26 апреля трактористы, нанятые в соседнем хозяйстве, начали пахать фермерские земли. За работами наблюдал один из арендодателей - Николай Кривченков.
Около 11 часов на поле приехали гендиректор ООО «Урожай» Магомед Саид Алиев с охраной и объездчиками. Он и остановил работы.
- Я предъявлял документы, разрешение, - вспоминает Кривченков. - Но инвестор отказался даже взглянуть на них.
Вместо этого, угрожая Николаю Кривченкову расправой, сказал своим охранникам стрелять по колесам и ... по людям: «Ответственность беру на себя», - прокричал он. До стрельбы, правда, дело не дошло. В дело вмешалась прокуратура. Но только через семь часов удалось возобновить полевые работы. Материальный ущерб составил тысячи рублей.
Председатель СПК «Октябрьский» Левокумского района Николай Напханюк, сдавший в аренду КФХ «Галаев» шесть тракторов К-701, считает, что вся ответственность за произошедшее полностью лежит на плечах генерального директора Магомеда Саида Алиева.
- Ребята понесли убытки, - утверждает он. – Кроме того, говорят, что на них постоянно оказывается давление.
Тем временем Магомед Саид Алиев продолжал давать понять, что работать на своей земле фермерам не удастся.
Председатель «Красного буденновца» Павел Саломатин отказался от комментариев: «Все вопросы к генеральному директору ООО «Урожай» Магомеду Саиду Алиеву».
- Мне невыгодно отдавать эти земли фермерам, - не стал скрывать тот. – Нарушится целостность массива. Я готов выделить их, но в другом месте. А все проведенные процедуры выделения земли, я считаю, незаконны. Меня ведь даже в известность не поставили.
А несколько дней назад фермеров ждала еще одна неприятность.
- Я и директор Левокумского филиала ОАО «СтавропольНИИгипрозем» Александр Гордиевский решили обмерить границы пастбищ КФХ, - рассказал по телефону Николай Галаев. - И тут мы обнаружили, что около 45 гектаров распахано. Как нам стало известно, по указанию гендиректора ООО «Урожай».
Все происходящее с известным в прошлом племколхозом очень похоже на так называемое преднамеренное банкротство, которое зачастую подается под маркой инвестирования средств в производство. Частенько подобные действия сопровождаются явными нарушениями федерального законодательства.
В любом случае судьба фермеров из Владимировки сейчас напрямую зависит от компетентных органов, куда они обратились с жалобами. От того, насколько быстро властные структуры смогут разобраться в сложившейся ситуации. А пока на Владимировской дуге – напряжение…