Георгий Михайлович Шумаров

Он начинал как поэт, но затем обратился к прозе, и пошли рассказы, повести, романы. Последние даже сложились в трилогию о хирургах. Я не уверен, что в художественной литературе существуют такие обстоятельные, со столькими нюансами произведения о профессиональной деятельности и жизни хирургов. А дело в том, что Георгий Михайлович сам хирург высочайшей квалификации (со специализацией по детской хирургии). Будучи склонным к иронии и каламбурам, он, по аналогии с известной фразой «Писатели – инженеры человеческих душ», называет себя «инженером человеческих туш». Но за этой слегка грубоватой иронией – настоящее знание Человека.

В его романе «Дороги бортхирурга Басова» есть герой – писатель и врач Карпухин, который говорит: «Когда я работал в больнице и выпустил несколько книжечек, меня часто спрашивали, что я больше люблю – литературу или медицину. Я отвечал: когда захожу в издательство, где держат мою рукопись, я люблю медицину, а когда захожу к главврачу за выговором, я люблю литературу». Думается, это можно отнести и к самому автору романа.

Писательский взгляд Георгий Шумаров сравнивает со скрытой камерой. Этой «камерой» «подсматривал» он в многочисленных друзьях, знакомых, коллегах свое-образные черты и наделял ими своих героев. В воспоминаниях Георгий Михайлович иногда знакомит читателей с прототипами этих персонажей, интересным образом раскрывая творческую лабораторию писателя.

Георгия Шумарова можно причислить к писателям-шестидесятникам. В его произведениях показаны многие отрицательные моменты, характерные для «страны победившего социализма», хотя иногда для этого автор был вынужден совершить, как он выражается, «бегство в подтекство».

Но в эти майские дни мне хочется также сказать о его любви к песням советских композиторов и к бардовской песне. Кстати, нынче отмечается столетие со дня рождения композитора, которого он особенно ценил и которому посвятил страницы воспоминаний в книге «Гвозди в скрипичном футляре», – Николая Павловича Соловьева-Седого.

Георгий Михайлович – автор литературных портретов ряда писателей и поэтов Ставрополья, в которых дается тонкий и доброжелательный анализ их творчества. Но анализом дело не ограничивалось. Он успешно переводил стихи карачаевца Мусы Батчаева, «пробивал» издание сборника стихотворений Виктора Бабиченко, помогал многим другим литераторам.

Годы и хвори дают о себе знать, но, как показывают последние публикации Георгия Шумарова 2006-го и 2007-го годов в альманахе «Литературное Ставрополье» и журнале «Южная звезда», неизменно мастерство писателя, а при ухудшившемся зрении сохранилась острота писательского взгляда на жизнь современников.

В последние годы стало очень трудно серьезному автору пробиться к издателю, а потом – к читателю. Но могу поделиться полезной и приятной информацией: в городе Ставрополе существует один книжный магазин, именуемый книжной лавкой, на проспекте Октябрьской революции, где есть, оказывается, богатый букинистический отдел, целиком посвященный землякам. И вот там внимательный читатель найдет среди других и роман Г. Шумарова «Ни эллину, ни варвару». Меня лично очень порадовала такая замечательная находка.

Коллеги Георгия Михайловича по Союзу российских писателей и медицине, многочисленные читатели и пациенты тепло поздравляют его со славным юбилеем, желают здоровья и долголетия, включая, разумеется, творческое!

Семен ВАНЕТИК