Вчера у главного федерального инспектора по СК А. Коробейникова состоялось совещание по одной из тем, обозначенной президентом в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ, – о состоянии дорог.

Руководители и специалисты пришли к выводу, что состояние дорог федерального значения с каждым годом улучшается ровно настолько, насколько больше выделяется на эти цели денег из российской казны. Однако не все измеряется только финансами.

Если бы не разнобой в действиях различных ведомств и органов местного самоуправления, даже поступление средств на строительство и капитальный ремонт дорог, а также благоустройство придорожной полосы могло быть щедрее. По самым приблизительным подсчетам, это оборачивается для края миллиардными потерями. И дело не только в деньгах. Речь о повышенной аварийности на проблемных участках и соответственно увеличении по этой причине числа жертв ДТП.

Главный инженер управления Северо-Кавказских автомобильных дорог Анатолий Ястребов рассказал об основных объектах, включенных в федеральную адресную программу. С их сдачей ездить автомобилистам станет приятнее и безопаснее. Появятся несколько новых развязок, будет расширен ряд узких участков федеральной дороги «Кавказ», продолжатся работы по строительству обхода оползня на подъезде к Ставрополю. Деньги, выделенные на эти цели, успешно осваиваются. Но речь в данном случае идет о так называемых согласованных дорожных объектах. К сожалению, в вышеназванную программу, хотя реальная возможность была, не смогли включить прокладку шестиполосной магистрали через город Минводы. Необходимость в этом назрела давно, можно сказать, еще в прошлом веке. Грузопоток растет, а пропускная способность остается прежней, поэтому «пробки» стали здесь обычным явлением. Однако ж никак не удается найти общего языка с администрацией муниципального района, по территории которого должна пройти федеральная магистраль. Дело упирается в отвод земель, вернее в его невозможность по разным причинам, которые дорожники расценивают как отговорки. Глава «упрямого» района Александр Науменко пояснил: дорога может нарушить спокойную жизнь города, чтобы этого не случилось, нужны шумопоглощающие экраны вдоль трассы, пешеходные переходы. Словно действующая перегруженная трасса не приносит Минводам никакого беспокойства. Тем более, что все эти пожелания дорожники готовы выполнить. Конечно, в идеале надо строить дорогу в обход города, но это перспектива дальняя – 2015 года. Александр Коробейников согласился с тем, что трасса непроходима уже сегодня, поэтому эмоции надо отставить в сторону, ведь «летать над городом машины все равно не смогут». Его позицию поддержал главный архитектор края Юрий Расходов, пояснив, что это серьезный инвестиционный проект, тормозя реализацию которого, край «держит всю страну». На встрече у федерального инспектора дорожники и муниципалы договорились сесть за стол переговоров, по их заверению, сразу после праздника Победы.

Далее речь пошла о том, что возле дороги. Как пояснил заместитель начальника вышеназванного «дорожного» управления Павел Минеев, их дело – забота о территории в пределах 1-3 метров от кромки асфальта. На эти цели из российской казны выделяется 60-70 тыс. рублей на километр дороги. Деньги небольшие, поэтому с трудом, но все же удается уговорить подрядные организации скашивать траву, убирать выброшенный из проезжающих автомобилей мусор. Все, что дальше обозначенной границы, под большим вопросом. «Это не моя территория», – говорят главы районов. Не секрет, что аварии, особенно в пределах населенных пунктов, происходят зачастую из-за плохой освещенности. На фонари федеральная казна готова выделить краю около 200 млн. рублей. Какая была бы помощь муниципальным образованиям! Но вопрос все тот же – отдать некому, собственник придорожной земли «не расшифровывается», как образно выразился один из участников совещания.

Даже если удается найти собственников, очень проблематично добиться от них самодисциплины. При любом придорожном кафе или мотеле почти обязательно присутствует и несанкционированная свалка. Это уж не говоря о том, что сам сервис организован на первобытном уровне, то есть без соблюдения элементарных санитарных норм. За невыполнение требований, предъявляемых законом, управление уже судится с 12 представителями придорожного бизнеса. Выход один, прозвучало предложение, – ставить желтые дорожные щиты (чтоб далеко было видно) с текстом: «Выбрасывать мусор на дорогу – плохая примета». Может, все же коллективное подсознание поможет бороться за чистоту.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ