Покушение на Казачку
Казачья горка для Кисловодска как Красная площадь для Москвы. Мимо нее невозможно пройти, поскольку находится она в самом сердце города - у входа в Курортный парк, напротив Нарзанной галереи. С этим местом неразрывно связана история курорта и страны. Разве можно представить, чтобы кому-то взбрело в голову построить многоэтажный жилой дом с подземным паркингом на Красной площади? Конечно, нет. Поскольку все понимают, что это не вопрос денег и возможностей конкретного человека. Это вопрос государственности и элементарного здравого смысла.
Желание коммандитного (один из видов персональных товариществ. - Л. К.) товарищества ООО «Новый ковчег» и компания» во что бы то ни стало построить на Казачке 12-этажный дом с подземной парковкой породило скандал в классических традициях: с наветами, подложными документами, угрозами... Ничего удивительного: когда цена вопроса измеряется миллионами, в ход идет все.
Краткая справка
По данным Кисловодского краеведческого музея, возвышенность, известная сегодня под названием Казачья горка, образовалась в течение нескольких миллионов лет в месте слияния двух рек - Ольховки и Березовки - и сложена из аллювиальных наносных пород – галечника и песчаника. Свое название она получила в 1803 году одновременно со строительством Кисловодской крепости, когда по приказу генерала Брюзгина там был возведен постоянный казачий пост. Помимо этого, Казачья горка является еще и археологическим памятником. Здесь обнаружены выходы культурного слоя, которые первоначально были отнесены к эпохе средней бронзы (2 тыс. лет до н.э.), и до Аланского времени (1 тыс. лет н.э.). В 1992-1995 годах археологические памятники на Казачьей горке были поставлены на государственный учет и охрану. А 1 ноября 1995 года эти объекты внесены в государственный реестр охраняемых археологических памятников.
После окончания Великой Отечественной войны жители города высадили на Казачьей горке реликтовые сосны, которые сыграли впоследствии важную роль в рекреационных процессах на курорте.
Предыстория
Как следует из документов, «Новый ковчег» стал собственником земельного участка на правой стороне Казачьей горки в октябре прошлого года. И сразу же обратился в администрацию города за разрешением на проектирование на этом участке многоэтажного 135-квартирного дома с подземным паркингом. В ответ на это обращение глава города-курорта Кисловодска Виталий Бирюков, ссылаясь на то, что «данный участок расположен на границе первой и второй зон горно-санитарной охраны курорта, которые имеют ограничения природопользования, связанные с сохранением гидроминеральной лечебной базы», сообщил, что «строительство в 1-й охранной зоне категорически запрещено». Кроме этого, «данный участок входит в курортную зону, где возможно размещение только объектов санитарно-курортного комплекса».
Через месяц после этого в адрес застройщика поступило предупреждение из управления архитектуры и градостроительства Кисловодска за подписью его начальника А. Белоконя, где вновь указывалось на ограничения строительства в этой зоне и, в частности, говорилось о том, что «любое проектирование без технических условий, без разрешения на проектирование считается самовольным и затраты на него не компенсируются».
Драматичное начало
В тот день, когда на Казачьей горке была спилена первая реликтовая сосна, горожане поняли, что за забором с надписью «Осторожно! Злые собаки!» творится что-то не то.
- В начале марта ко мне обратились избиратели с жалобами на то, что на Казачке вырубают сосны и роют какой-то котлован, - рассказывает депутат городской Думы Алексей Байрамуков. - Я быстро навел справки и был потрясен, узнав, что там, в первой охранной зоне, намечено строительство многоэтажного дома. Для этих целей вырубаются реликтовые сосны и роется котлован в месте формирования нарзана! Я связался с главным архитектором города и узнал, что разрешения на строительство дома никто не выдавал.
В срочном порядке вопрос о законности строительства на Казачьей горке был рассмотрен депутатами городского Совета, в результате чего прокурору Ставропольского края С. Голованеву было направлено депутатское послание с просьбой «разобраться в ситуации, дать правовую оценку действиям «Нового ковчега» и принять соответствующие меры прокурорского реагирования».
К этому времени даже простым горожанам стало очевидно, что остановить строительный процесс на Казачке будет нелегко. Понимая, что без весомой поддержки не обойтись, А. Байрамуков тут же связался с известным режиссером Станиславом Говорухиным, который находился в те дни в Пятигорске с премьерой своего нового фильма.
- Станислав Сергеевич приехал в Кисловодск, - вспоминает А. Байрамуков. - В сопровождении телекамер, журналистов, работников городской администрации и горожан мы вошли на территорию стройки. Никого из руководства, конечно, не застали, но увиденное не оставляло сомнений в том, что Казачья горка в ее нынешнем виде обречена... Сосны действительно были вырублены, и котлован глубиной почти в десять метров вырыт...
На импровизированном митинге депутат ГД РФ С. Говорухин назвал все происходящее «наглым преступлением против города и каждого горожанина», а главный архитектор Кисловодска А. Белоконь заявил, что строительство ведется незаконно.
Результатом этого визита стали громкие телесюжеты и статья в кисловодской газете «На водах». А чуть позже - судебный иск от «Нового ковчега» о защите деловой репутации и возмещении морального вреда с требованием заставить С. Говорухина, А. Байрамукова и редакцию газеты дать опровержение «по существу сказанного».
Не успели депутаты и газетчики пережить культурный шок от столь неординарного поведения застройщика, как в прокуратуру Кисловодска и Совет города поступил еще один занимательный документ. По сравнению с ним иск к С. Говорухину выглядел просто невинно. Некто по фамилии А. Тихонов (позже выяснится, что этот человек является представителем интересов «Нового ковчега») наверняка не видел телесюжеты и не читал газетную статью, поскольку представил совершенно новую, полную драматизма версию событий того дня: «...Г-н Байрамуков и около 10 боевиков проникли на территорию, огороженную забором,.. под угрозой физической расправы они вынудили рабочих покинуть свои места и в течение нескольких часов удерживали территорию... Боевики Байрамукова были вооружены палками и прутьями. Они выкрикивали фразы о том, что это их земля и что они никому ее не отдадут. Действия преступной организованной группы во главе с Байрамуковым носили дерзкий характер и имели общественную опасность».
Кульминацией данного заявления являлась фраза о том, что «в настоящее время в Кисловодске сложилась обстановка, которая может привести к вспышке насилия, проявлению экстремизма и национальной розни». И эту ситуацию «напрямую провоцируют главный архитектор города и депутат городской Думы».
Возникает резонный вопрос, что же в это время делали известный режиссер и тележурналисты? Неужто именно они и выступали в роли боевиков?..
Впрочем, иронизировать по поводу заявления г-на Тихонова у Байрамукова и Белоконя не было ни малейшего желания. Тщательно подбирая литературные выражения, депутат городской Думы написал встречное заявление в прокуратуру с требованием привлечь автора описанной выше истории к ответственности за клевету. По словам депутата, ответ из прокуратуры он так и не получил.
Оказалось – подлог
Пока в Кисловодске разбирались с вымыслами и домыслами, главному архитектору А. Белоконю позвонили из ГУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» и сообщили, что ими получены документы, разрешающие строительство на Казачьей горке. За его, главного архитектора, подписью.
- Руководитель госэкспертизы А. Черногоров спросил, как я мог разрешить строительство многоэтажного дома на Казачьей горке, - рассказывает главный архитектор города А. Белоконь. - Но я разрешения на это никогда не давал и подпись свою нигде не ставил. Напротив, я направил предписание в адрес руководителей «Нового ковчега» с требованием в трехдневный срок засыпать выкопанный котлован, поскольку в первой охранной зоне любое строительство запрещено. Я также обращался к прокурору города с просьбой оказать содействие в остановке строительных работ.
Вскоре главный архитектор получил из Ставрополя копию архитектурно-планировочного задания, которое было предоставлено «Новым ковчегом» в ГУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства», дабы получить положительное заключение государственной экспертизы по проекту строительства дома на Казачке. На этом документе действительно стояла подпись А. Белоконя, которую он, по его собственному утверждению, никогда не ставил.
- Это подлог чистой воды! - возмущается главный архитектор.
Его письма с обвинениями руководства «Нового ковчега» в фальсификации документов и незаконном строительстве отправились во всевозможные инстанции.
Ответное слово
В ответ на это директор «Нового ковчега» И. Кучеров направил встречные заявления в прокуратуру Кисловодска, главе городской администрации, председателю Совета города, в которых назвал действия главного архитектора «надуманными и не соответствующими фактическим материалам».
В частности, директор компании-застройщика утверждал, что Казачья горка находится не в первой, а во второй зоне округа горно-санитарной охраны, и ссылался на ФЗ 1995 года, согласно которому органы, ведающие вопросами архитектуры и строительства, не наделены функциями государственного архитектурно-строительного контроля. Исходя из этого И. Кучеров просил «принять меры прокурорского реагирования в связи с превышением своих полномочий начальником управления архитектуры и градостроительства г. Кисловодска А. Белоконем».
А представитель компании А. Тихонов в это время убеждал общественность Кисловодска в том, что согласно законодательству разрешение муниципальной власти на проектирование строительства на частной территории и вовсе не требуется. И информировал население о том, что «все подготовительные работы осуществляются строго в рамках градостроительного законодательства, технических и строительных норм».
Казачки просто не будет!
Между тем специалисты уверены: чтобы построить на Казачке многоэтажный дом, для начала ее придется сровнять с землей. Именно для этого, по мнению многих, сегодня вырубаются реликтовые сосны, а вся территория будущей стройки обнесена глухим забором.
А. Байрамуков не намерен сдаваться.
- Я пойду до конца, хотя на моей памяти нет примера, когда незаконное строительство было приостановлено... Но я убежден, что на свете есть вещи, которые делать нельзя ни при каких обстоятельствах. Я был и в Карловых Варах, и в Баден-Бадене. Это курорты, делающие миллиардные обороты. И никому там даже в голову не пришло в исторической части города снести частный домик и поставить 40-этажное здание. Хотя наверняка продажа квартир в таком доме принесла бы его хозяину миллиардные доходы. Но люди понимают, что имидж курорта дороже сиюминутной прибыли одного человека. Почему у нас по-другому? Если мы сегодня позволим уничтожить Казачку, то потом никогда этого себе не простим.
- Сейчас за Казачью горку бьются единицы, - говорит А. Белоконь. - А когда экскаваторы начнут разрушать гору в центре города, все станут возмущаться, но будет уже поздно.
Напоследок я спросила у главного архитектора, каким образом участок земли в первой охранной зоне попал в частные руки?
- Раньше здесь располагалось кафе, за которым эта территория была закреплена под благоустройство. В свое время владелец кафе обратился в администрацию города с просьбой передать его в частную собственность, но получил отказ. Однако суд удовлетворил просьбу этого человека, который в скором времени продал кафе «Новому ковчегу». Сразу после сделки кафе было снесено. И мы узнали о намерениях нового собственника построить на этом месте многоэтажный дом...
*****
Как сообщил корреспонденту «СП» пресс-секретарь главы города Кисловодска Игорь Недорезов, 15 мая в краевом арбитражном суде состоится рассмотрение иска администрации города об отмене права собственности «Нового ковчега» на участок земли на Казачьей горке.