Оптимист с большой буквы
Тридцать два года своей жизни он посвятил юношеской мечте, а именно – службе на военно-морском флоте. Преодолев за это время нелегкий путь от простого матроса до командира атомного подводного крейсера и навсегда подарив океану молодость и здоровье, А. Ротач ни разу не пожалел о своем выборе. С улыбкой рассказывает, что еще в школе принял твердое решение отправиться на флот, хотя до этого ни разу на море не был.
И оказалось, что водная стихия потом стала смыслом всей жизни. Алексей Ротач за годы службы на Тихоокеанском и Северном флоте успел «посетить» практически все моря. В то время, когда для рядового советского человека заграница была чем-то очень далеким, он побывал у берегов Америки, под водой они обогнули Африку, подплывали и к Антарктиде… Хотя это вкратце лишь то немногое, что может поведать наш земляк. Профессия заставляет и поныне хранить немало военных секретов и тайн.
– Раньше даже фотографироваться на фоне нашей подводной лодки нельзя было, – отмечает А. Ротач.
Только сейчас из отдельных рассказов узнают родственники о том, что когда-то пережил их отец и муж. О военных операциях и случавшихся порой серьезных авариях Алексей Ротач родным вообще никогда не рассказывал. Как признается его супруга, она всегда была уверена, что под водой на лодке мужа вообще не случалось серьезных ЧП. И действительно, завидная твердость характера, умеренная строгость в общении с людьми, сохранившиеся у А. Ротача и сейчас, заставляют верить, что с таким командиром экипаж мог чувствовать себя спокойно. И он подтверждает: подчиненным мог простить многое, но без профессионализма и ответственности на подводной лодке никуда. От ошибки, допущенной одним, могут погибнуть все. Потому дисциплина на крейсере царила всегда образцовая. За это, отмечает Алексей Алексеевич, уважают командиров, а потому обид со стороны никогда не было. Члены его экипажа до сих пор перезваниваются, а порой и собираются вместе.
Известно, что служится спокойно тем, у кого и тыл есть надежный. О Валентине Ротач можно тоже долго рассказывать. Жена подводника – особое призвание: судьба постоянно испытывает на прочность – без терпения и моральных сил в ожидании супруга никуда. Регулярно провожая мужа в так называемые автономки, которые могли длиться не один месяц, она полностью посвятила себя воспитанию двоих сыновей. Вспоминает, что каждое возвращение Алексея из плавания становилось настоящим праздником для всей семьи:
– Мы с детьми крестики на календаре рисовали, считая, сколько дней остается до конца командировки мужа. А когда приезжал всего на несколько дней, мы всегда накрывали праздничный стол.
Известно, что не всем морякам так везет с семьей. И потому Алексей Ротач всегда ценил преданность супруги. Рассказывает, что однажды, когда выдалось немного свободного времени, решил увидеться с молодой женой. Ради встречи шел двенадцать километров пешком по сугробам. Зато дома в тот раз после долгого отсутствия удалось побыть ровно три часа...
После более чем тридцатилетнего отсутствия на малой родине (а семья Ротач сменила за это время не один город) и ухода в отставку Алексей Ротач с семьей вернулся на Ставрополье. К сожалению, любимая служба сказалась не лучшим образом на здоровье моряка. Около года он был прикован к постели, получил первую группу инвалидности: значительные перегрузки организма привели к серьезной травме позвоночника. Не так давно Алексей Ротач заново научился ходить. И уже на протяжении пяти лет он практически не покидает квартиру. На протезирование денег в свое время просто не хватило, спонсоров же искать семья не стала. Тем не менее как настоящий офицер А. Ротач духом не падает. Себя называет оптимистом с большой буквы. Сейчас активно следит за политическими событиями в мире, перечитывает классику, учит внуков играть в шахматы. И каждую ночь во сне видит... море.
Кстати, по стопам отца пошли оба сына. «Я их никогда не агитировал на это, – отмечает А. Ротач. – Напротив, всегда учил самостоятельно принимать решения. Потому и отговаривать от такого выбора сыновей не стал. Они же не подвели, но уверен, что пойдут дальше меня». Сейчас Виталий Ротач командует сторожевым кораблем на Каспийской флотилии, а его брат Владимир учится в Санкт-Петербургской военно-морской академии им. Н. Кузнецова. Вполне возможно, ставропольскую морскую династию после продолжат и внуки А. Ротача.