00:00, 14 апреля 2007 года

Трещины в стенах

Заставить коммунальщиков исполнять свои обязанности по обслуживанию домов под силу только действительно могучим духом людям. Жильцы дома № 58 по улице Коллективной Ставрополя, уставшие бороться с бездействием ЖРЭП № 5, «изобрели» свой способ восстановления справедливости – добрая половина из них несколько лет назад попросту перестала оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Конфликт пришлось «разруливать» российскому правосудию. Причем в суд на злостных неплательщиков подал не сам ЖРЭП, а ОАО «Ставропольский городской расчетный центр», который заключил с ЖРЭПом агентский договор. Согласно этому документу ГРЦ, в частности, получил право от имени ЖРЭПа совершать расчет оплаты за коммунальные услуги, рассылать платежные документы жильцам, обеспечивать поступление денег от населения, в том числе и путем предъявления исков. Этому многоквартирному дому, «притаившемуся» в оползневой зоне Октябрьского района, уже больше ста лет. Когда-то здесь проживал «мироед»-мельник, после революции располагались конюшни, во время Великой Отечественной войны – госпиталь, а сейчас живут люди. Дом под номером 58 – не единое здание, а комплекс строений. Он состоит из двухэтажного дореволюционной постройки здания и лепящихся вокруг него домиков-хаток, каждой из которых присвоен квартирный номер. Часть квартир в этом доме – муниципальная, часть приватизированы. Из всех удобств – газ, холодная вода и свет.

Сыр-бор разгорелся из-за того, что, по мнению жильцов, МУ ЖРЭП № 5, на балансе которого стоит дом, недобросовестно исполняет свои обязанности – в частности, совершенно не проводит ремонт так называемого общего имущества. А денежки за эту услугу начисляет регулярно. В доме текут водосточные трубы, подъезды как после бомбежки, рушатся крылечки. В общем, натуральный хаос.

- Вот уже сколько лет я прошу заменить водосточную трубу, которая «пролегает» как раз у стены моей комнаты, - сетует Нина Никитина. - Труба гнилая, течет, стена насквозь промокла, в квартире завелась плесень. Но на жалобы – никакой реакции коммунальщиков.

Исписав горы бумаги и побегав по всем инстанциям, жильцы, по их словам, так и не добились своего. После этого некоторые из них взяли свои платежки, вычеркнули строчку «содержание и ремонт жилья» и пошли платить по остальным счетам. Не тут-то было. В ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» им сразу указали на фразу с восклицательным знаком в этом самом документе: «Суммы в чеке не подлежат исправлению!».

Тогда добрая половина обитателей дома попросту перестала оплачивать коммуналку, резонно рассудив, что раз ремонт не производится, а денежки все равно вынь да положь, то и платить за мифическую услугу не будут. Таких «забастовщиков» набралось 15 человек.

- За что мы должны платить? - вопрошают они. - Человек приходит в магазин, берет товар, отдает деньги. Причем платит только за булку хлеба и пакет молока, которые он взял. Продавцы ведь не заставляют его платить за невзятую банку майонеза, потому что «так положено». Здесь то же самое. Мне не предоставили услугу – не ремонтируют дом. Так почему мы должны платить?! Мы готовы оплачивать воду, газ, электроэнергию, очистку уличного туалета, вывоз мусора и прочее, что делается. Но это – пятая часть суммы, которая нам выставляется в платежках. Львиная доля – строка «содержание и ремонт жилья».

- Вот смотрите, - говорит одна из «злостных уклонисток» Галина Пушина, - в моей платежке из 252 рублей, ежемесячно начисляемых за ЖКУ, 200 рублей полагаются за ремонт и содержание жилья. Я не спорю, может, коммунальщики и ремонтировали что-то в «большом доме». Но мой-то домик стоит совсем отдельно и никакого ремонта там не было с 2001 года, как я туда вселилась. А сколько заявок я написала в ЖРЭП! Но получала только отписки.

Однако законы на сегодняшний день таковы, что предоставила-не предоставила обслуживающая организация услугу – плати все равно. И поэтому СГРЦ выиграл дело сначала в мировом, а потом и в районном суде. Пока у двух особо строптивых неплательщиков.

Представитель истца привел свои резоны: структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ и включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, куда входит плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги. Размер оплаты жилого помещения собственника квартиры должен включать затраты на содержание и ремонт жилья по установленным нормативам и правилам, обеспечивающие возмещение издержек по обслуживанию, текущему, капитальному и профилактическому ремонту мест общего пользования (межквартирных лестниц, лифтов, коридоров, крыш, технических подвалов, внутридомового инженерного оборудования, придомовой территории). Обязанность, сроки и порядок внесения платы за жилье и коммунальные услуги установлены законом в императивной форме и носят безусловный обязательный характер.

К тому же представитель МУ ЖРЭП № 5, приглашенный на процесс в качестве третьей стороны, в суде привел свои доводы о том, что содержание и ремонт жилья все же осуществляются. Так было заявлено, что работниками ЖРЭП, в частности, в марте 2004 года был смонтирован и установлен оконный блок в общем коридоре, в мае того же года проведен ремонт кровли, в 2005 году отремонтирован сам коридор, заменены дверные ручки, частично заменены двери в подъезде и т.д. Однако жители в один голос говорят, что добрая половина сказанного коммунальщиками, мягко говоря, ложь. И что все ремонтные работы жильцы выполняют своими силами. Но, как бы там ни было, документы на заявленные «проведенные работы» ЖРЭП предоставил.

Однако ситуация не совсем безнадежная. «Осужденные» и пока избежавшие этой участи жильцы вполне могут вернуть свои деньги, подав встречный иск на ЖРЭП с требованием сделать перерасчет и доказав, что никакого ремонта коммунальщики не производили. Или производили, но не в положенном объеме. Ведь, согласно утвержденным еще в 2003 году Госкомитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», есть четкие указания, что эксплуатирующие организации обязаны не реже одного раза в год проводить осмотр общего имущества дома и в конкретные сроки устранять неисправности. Кроме того, постановлением правительства России в августе прошлого года были утверждены правила изменения размера оплаты на содержание и ремонт жилого помещения в случае, если эти услуги жильцам оказываются ненадлежащего качества.

Причем прецеденты подобных тяжб, закончившихся в пользу жильцов, в Ставрополе есть – жители уже нескольких многоквартирных домов выиграли процесс против коммунальщиков. И первые шаги в этом направлении жители дома № 58 по улице Коллективной уже сделали, направив жалобу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК. По заявке на место выезжала совместная комиссия из сотрудников Роспотребнадзора и представителей жилищной инспекции. Проверка установила, что действительно коммунальщики нарушили госстроевские правила технической эксплуатации дома. По результатам проверки были составлены акт и протокол об административном нарушении со стороны коммунальщиков, на них наложен штраф и выдано предписание устранить все недостатки.

Филипп КРАЙНИЙ