00:00, 23 марта 2007 года

Битва за парк

Авторы во всех бедах винят хозяев парка, в частности Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. На первый взгляд, тема не нова и выглядит как банальная борьба бедных муниципалов с алчными федералами...

Из письма в редакцию: «... необходимо поставить вопрос о переподчинении Кисловодского парка администрации Кисловодска. Уникальным лечебным парком должны заниматься те, кто знает и любит его, кто не может остаться равнодушным к его бедам и острым проблемам. Нельзя же мириться с тем, что «зеленая аптека» превращается в территорию, опасную для здоровья и жизни людей. В место, где круглосуточно нарушаются статьи Конституции РФ...».

Однако, начав разбираться в этой истории, я пришла к парадоксальному выводу: тотальное разорение парка началось задолго до пришествия федеральных хозяев. Более того, как следует из документов, самые черные вешки на поле битвы за парк ставились руками тех самых людей, которые должны были выступать его защитниками. Похоже, их любовь к парку была неразрывно связана с желанием во что бы то ни стало владеть им. Ну, совсем по Фрейду…

Как это делалось

И так, документы свидетельствуют, что принадлежавшую государству территорию курортного парка обслуживал городской комбинат, известный в народе как «Курзеленстрой».

Перемены начинаются в конце 80-х – начале 90-х годов. К тому времени подавляющее большинство кисловодских санаториев принадлежало профсоюзам, которые в 1992 году обрели самостоятельный статус и название – Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). В процессе приватизации государственного имущества в собственность ФНПР попадает «Курзеленстрой» вместе с таким лакомым куском, как Кисловодский курортный парк.

А дальше начались большие странности.

1998 год. В свет выходит постановление главы администрации Кисловодска, согласно которому территория парка признается равной 1046 гектарам (вместо изначальной в 1380 гектаров). Примечательно, что из этой территории «Курзеленстрою» достается только 948 гектаров. На вопрос, куда делась остальная земля, до сих пор нет ответа. В это же время у профсоюзов прорезались коммерческие таланты, и они принялись продавать объекты, находящиеся на территории государственного курортного парка, в частную собственность.

То, как легко и незатейливо продавалась собственность, можно проследить на примере небезызвестного «Шахматного домика». Как следует из документов, на момент заключения сомнительной сделки, игровой павильон «Шахматный домик» находился в долевой собственности ФНПР (85 %) и крайсовпрофа (15 %).

17 сентября 2001 года заместитель председателя ФНПР В. Пугиев и председатель Ставропольской федерации профсоюзов В. Брыкалов, выступавшие в качестве продавцов, заключили с генеральным директором ООО «Сосновый бор» Л. Елизаровой, выступавшей в качестве покупателя, договор, который носил интеллигентное название: «О реализации строения «Шахматный павильон» в курортном парке г. Кисловодска». Проще говоря, в частные руки передавалось нежилое помещение, размещавшееся на 10 сотках земли в самом дорогом месте города-курорта, всего за 500 тысяч рублей. Любопытно, что лишь в марте 2002 года этот земельный участок был оформлен в аренду.

Однако новые хозяева владели «Шахматным домиком» недолго. Через полтора года ООО «Сосновый бор» продает его 32-летней Ирине Акопян. За сущие копейки – 200 тысяч рублей. А уже через четыре месяца действующий по доверенности от И. Акопян нынешний директор Кисловодского городского рынка Валерий Папикян заключает договор с администрацией Кисловодска об аренде земельного участка в курортном парке с целью реконструкции павильона «Шахматный домик» под кафе с летней площадкой.

Сегодня на месте павильона, где в тихие советские времена отдыхающие играли в шахматы, в самом центре курортной зоны стоит трехэтажное сооружение под тем же милым названием: «Шахматный домик», на первом этаже которого расположен ресторан, а на втором и третьем – номера класса «люкс»… И в этом не было бы ничего предосудительного, если бы отель-ресторан не размещался во 2-й зоне горно-санитарной охраны – зоне формирования нарзана. Интересно, куда все это время смотрели кисловодские экологи?..

Судьба «Шахматного домика» аналогична судьбам множества других объектов, располагающихся на территории курортного парка.

Кто хозяин?

В то время, как на рынке курортно-парковой недвижимости царило оживление, сам парк приходил в упадок. Пожалуй, единственным инвестиционным вложением в него за эти годы можно считать двадцать тысяч долларов, которые в начале двухтысячных годов, будучи уже пенсионером, широким жестом пожертвовал первый президент России Борис Ельцин. Впрочем, настоящие масштабы многолетней бесхозяйственности и непоправимый урон, который был нанесен Кисловодскому парку, стали очевидны только спустя годы.

Из письма в редакцию:

«Гости города-курорта видят запустение, следы экологических преступлений, грубейшие нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, что, кстати, уголовно наказуемо. Изуродованная Сосновая горка, с которой когда-то начинался кисловодский терренкур. Скальные обвалы на популярной Туристской тропе, ежедневно угрожающие здоровью, безопасности и жизни отдыхающих и местных жителей. Мангальные пепелища, мусор, заброшенные туалеты, автовиражи по целебным аллеям, незаконная торговля...»

В 2002 году руководство страны, наконец, принимает решение о передаче Кисловодского курортного парка в собственность Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество), которое, в свою очередь передает управление парком Федеральному медицинскому центру (ФМЦ). Директором филиала ФМЦ назначили Илью Вишневского, который одновременно является руководителем санатория им. Орджоникидзе. Помимо Кисловодского парка под управление ФМЦ переходят еще несколько объектов. Это Дача эмира бухарского, Островские ванны, Славяновский, Лермонтовский и Смирновский бюветы в Железноводске, в Пятигорске – Академическая галерея, Верхние Пушкинские и Лермонтовские ванны, в Ессентуках – грязелечебница, Николаевские ванны и 17-й источник, в Кисловодске – санаторий им. Орджоникидзе, нарзанная галерея, Главные нарзанные ванны. Но появление нового собственника кардинально не меняет ситуацию вокруг Кисловодского парка.

Озабоченные этой ситуацией, руководство города, администрация КМВ и правительство Ставропольского края начали предпринимать активные шаги по передаче парка в краевую собственность.

– Мы хотим сделать парк самостоятельным хозяйствующим субъектом, – заявил в интервью «СП» руководитель администрации КМВ Виталий Михайленко. – На нынешнего руководителя парка навалили слишком много ответственности: и парки, и санатории, и питьевые бюветы, и библиотеки. Эта структура неподъемна для него, как мне кажется, хотя руководство Росимущества дает И. Вишневскому высокую оценку. Да и мы ничего против него не имеем. Оставляйте его на санатории, а парк выделите отдельно, и мы посадим там опытного хозяйственника, который знал бы, что такое лес и лесное хозяйство. Там много работы…

Руководство Кисловодска тоже не скрывает недовольства новыми хозяевами парка. По словам первого заместителя главы администрации Владимира Собко, у города есть много вопросов к федералам. Главный из них – неуплата налогов в кисловодский бюджет. Другой вопрос – выселение, его инициировало руководство парка, курортной библиотеки, которая уже 120 лет стоит на Курортном бульваре.

– В здании курортной библиотеки хотят делать медицинский центр, – возмущается Владимир Собко. – Повлиять на ситуацию в парке мы не можем. Гости недовольны его плохим состоянием, а мы везде вешаем таблички «Федеральная собственность». Что мы еще можем сделать? Диалог с руководством парка у нас не получается. Мы Вишневского несколько раз приглашали на совет города, но он не приходит…

Глава Кисловодска В.Бирюков в своем обращении к жителям обвиняет руководство ФМЦ в нежелании вступать в диалог по проблемам согласования смежных и внутрипарковых земельных участков и самих границ парка.

– В середине 2006 года были проведены работы по уточнению границ территории Курортного парка, – говорит мэр. – Все попытки согласовать эти работы со смежниками и структурами, имеющими на территории парка объекты недвижимости и системы инженерной инфраструктуры, не нашли понимания со стороны московского руководства. Подрядчик заявлял об отказе заказчика согласовывать границы земельного участка, составляющего территорию курортного парка.

Где потерялись 80 гектаров?

Напоследок я встретилась с Ильей Вишневским, который с 2005 года управляет Кисловодским курортным парком. И услышала удивительную историю о том, как государство в лице новых хозяев парка до сих пор не может документально оформить его границы. Потому что государству не позволяют это сделать… власти города.

– Несмотря на то, что комплекс «Кисловодский курортный парк» передан в федеральную собственность еще в 2003 году, мы до сих пор не можем провести межевание земли и получить регистрационное свидетельство,- рассказывает И. Вишневский. – В 1999 году, когда были очерчены границы парка, порядка 12 гектаров земли город оформил на себя – внутри федеральной территории! – в виде своеобразных пятен: кафешек, ресторанчиков, а также объектов Горводоканала, Горэлектросвязи, Электросети... То есть часть земли под этими объектами отдали в частную собственность, а часть – сдали в аренду, плату за которую почему-то получает город. При этом более 80 гектаров парковой земли оказались вообще неоформленными, как бы плавающими в общих границах. Мы долго занимались выяснением ситуации. Но в процессе формирования межевого дела возник конфликт. Город предлагает нам совершить такое межевание земель, с которым мы не можем согласиться. Дело в том, что парк граничит с территориями различных собственников: санаториев, предприятий и так далее. Парк образует своеобразный клин, который врезается в середину города. Городская администрация предлагает нам создать некую «плавающую» границу вокруг парка типа буфера. Эта опоясывающая полоска земли, по их замыслу, должна принадлежать единственному собственнику – муниципалитету, с которым мы и должны согласовать границы. Стоит ли уточнять, что площадь этой «полоски» и составляет те самые «потерянные» 80 гектаров, которые, кстати, являются самыми лучшими участками парковой территории, представляя собой ровные площадки. Зачем все это делается? Цена одной сотки земли в курортной зоне сейчас составляет от 10 до 30 тысяч долларов. Один гектар стоит 3 миллиона долларов. А «плавающие» 80 гектаров – это около 245 миллионов долларов. Вот это, собственно, и цена вопроса. Мы направили в уведомительном порядке в администрацию Кисловодска требование – согласовать нам границы как положено. Никакого ответа не получили.

Вместо этого мне стало известно, что администрация города дает крупным инвесторам гарантии под выделение парковых земель. И меня это настораживает.

И. Вишневский уверен, что нынешняя волна возмущения относительно состояния парка – не что иное, как начало кампании по дискредитации роли Федерального медицинского центра, цель которой – отобрать у федералов парк и передать его в собственность города.

– Я уверен, что если это произойдет, то через несколько лет от парка ничего не останется, – заявляет И. Вишневский.

По его словам, на содержание парка в том виде, в котором он существует сегодня, ежегодно требуется около 40 миллионов рублей. Это зарплата, коммуналка, уборка мусора, деревьев, которые гибнут, газоны, фонтаны… Помимо этого, парк нуждается в реконструкции, которая по самым скромным подсчетам потребует не менее 300 миллионов рублей. Это восстановление терренкуров, всей тропиночной сети, подпорных стен, строительство новых ливневок, новых сетей канализации к туалетам, новое освещение. Выполнение всех этих работ позволит лишь восстановить картину 1987 года…

– У города нет таких денег и не будет, – говорит И. Вишневский. – Это главный аргумент за то, что парк нельзя отдавать. Вторым аргументом является ответ на вопрос: а куда делись те десятки гектаров парковой территории, которую в 1999 году забрал себе город?

По словам И. Вишневского, Федеральный медицинский центр в течение трех лет регулярно обращается в Минфин, направляя туда стопки документов... Тем не менее деньги на достойное содержание парка пока не поступают.

Услышав версию руководства ФМЦ, я попыталась опять связаться с руководством Кисловодска, чтобы прояснить ситуацию относительно межевания парковых земель. Но, увы, сделать этого мне не удалось. Секретарь В. Собко все время отвечала, что Владимир Александрович занят…

«Отрежут ли кусок у Кисловодской жемчужины?»
Газета «Ставропольская правда»
23 марта 2007 года