Станислав Говорухин: Ненавижу современное кино
Станислав Сергеевич вышел к публике в черных джинсах и водолазке.
- С тех пор как галстуки вышли из моды, я стал больше любить жизнь, - пошутил он, отвечая на вопрос «СП» относительно страсти к черному цвету.
Первый залп вопросов касался его нового фильма «Артистка», премьера которого недавно состоялась в Пятигорске. Фильм, по признанию самого режиссера, был снят в рекордно короткий срок: всего за один месяц.
- Сам я считаю, что эта картина удалась во многом благодаря актерскому составу, - сказал С. Говорухин. – В ней снялись Евгения Добровольская, Александр Абдулов, Мария Аронова, Михаил Ефремов и другие актеры.
Это фильм о судьбе не слишком успешной актрисы среднего возраста с неустроенной личной жизнью, которая однажды встречается с талантливым ученым, и это случайное знакомство перерастает в глубокое чувство. Это история о дружбе и верности делу, о терпении и самопожертвовании, и о любви, которой действительно «все возрасты покорны». Фильм комедией назвать сложно... Просто остроумная вещь. Мне сценарий понравился. Пьесу принес новый автор — Валерий Мухарьямов. Она была так легко написана, что я думал, и снимать легко будет. Оказалось — нет. Для того чтобы создать легкость на экране, нужно много работать. Самое страшное для режиссера – начать «комиковать», то есть вызывать смех. Это ужасно, когда зритель видит, что его пытаются рассмешить во что бы то ни стало. Есть такой анекдот кинош-ный: две крысы в киноархиве грызут пленку. Одна спрашивает другую: «Ну как?». А другая отвечает: «Сценарий был лучше».
По словам режиссера, фильм «Артистка» посвящен женщинам:
- В последнее время я хочу отдать свой долг женщинам. 30 лет я снимал фильмы о мужчинах: «Вертикаль», «Ворошилов-ский стрелок», «Место встречи изменить нельзя». К счастью, это уже третья моя картина, посвященная женщинам.
- А для детей вы не будете больше снимать кино?
- Я 10 лет работал на детей. Я понимал уже тогда, что дети перестали читать. Что в их воспитании не участвовали великие духовные педагоги, которые воспитывали сотни поколений: Жюль Верн, Дюма, Майн Рид, Гомер, Шекспир, Толстой.
И я решил, что надо детям вернуть эти книги, которые на меня произвели огромное впечатление в детстве, хотя бы в виде кино. Я потратил на это огромное количество времени. Снял «Приключения Тома Сойера», «Приключения Робинзона Крузо», «В поисках капитана Гранта». Это три мои самые любимые книги. Но для детей я снимать уже не буду, времени нет. Только для женщин.
- Как вы относитесь к платному образованию?
- Ужасно. Образование должно быть бесплатным. И если уж говорить честно, то образование при советской власти, которое мы так ругаем, совершенно несравнимо с сегодняшним. Оно было основательным, обязательным и бесплатным. Я помню, только один раз попросил у мамы денег на танцевальный кружок…
- А вы как депутат Госдумы не можете повлиять на этот процесс?
- Я же только один из 450 депутатов. Мы поднимали этот вопрос. Просто тех депутатов, которые считают, что экономика важнее, гораздо больше. А экономика будет такой, какими вырастут ее граждане. Мы уже потеряли одно поколение, которое вышло на общественную и политическую сцену. Завтра они будут руководить государством. Но их же никто не воспитывал! Что воспитывает детей? Семья, школа, улица, литература и искусство. Семья ослабла, потому что родители потеряли авторитет. Сегодняшнюю школу и сравнить нельзя не то что с российской гимназией, а даже с советской школой. Улица криминальная. Книг они не читают. Остается искусство. Президент наш в Послании к Федеральному собранию хоть раз произнес слово «культура»? Это глубочайшее заблуждение, что экономика решит все. На самом деле первым приоритетным проектом должна быть культура, потом здравоохранение, образование…
- Каков ваш идеал женщины?
- Года три назад безусловным идеалом красоты считалась последняя степень истощения. 18-летние девчонки уже садились на диету. Почему? Это же не похоже ни на один из идеалов красоты, которым восхищалось человечество! Это ж не похоже ни на Афродиту, ни на Венеру Милосскую, ни на женщин Боттичелли. Извините за откровенность, но это случилось потому, что в мире моды бал стали править педерасты - люди со всякими психическими и сексуальными отклонениями. Им, естественно, хотелось видеть вместо женщины мальчика. Я не шучу, это моя твердая теория. Мне кажется, что, слава богу, это проходит.
- Есть ли сегодня в России достойная национальная идея, на которую современный кинематограф мог бы поработать?
- Я не знаю, что такое национальная идея. Кино не должно руководствоваться какой-то национальной идеей. Кино должно будить добрые и благородные чувства. Вот и вся его национальная идея. И кинорежиссер, владеющий таким мощным идеологическим оружием, как кино, должен руководствоваться девизом врача: «Не навреди». Потому что кино смотрят и неокрепшие в духовном плане молодые люди. А национальная идея состоит в том, чтобы написать на бумаге по пунктам все, что полезно стране и народу.
- Вам нравится современное кино?
- Я его ненавижу. Все, что я делаю, я делаю в пику сегодняшнему кинематографу. Смотреть не могу все эти «Дозоры» и «Гамбиты» - они противные. Зато мне очень понравился фильм Павла Лунгина «Остров». Но это - исключение из правил.
- Что бы вы посоветовали молодому поколению кинематографистов?
- Я хочу им пожелать понять, что свобода - это не есть вседозволенность. Но сами они этого понять не смогут. Поэтому нужна цензура. Кроме России, нет ни одной страны в мире, где не было бы нравственной цензуры. А у нас все позволено. Это катастрофа. Институт редакторов уничтожен. Худсовет уничтожен.
Например, во Франции существует Высший совет по телевидению. Если, предположим, какой-то канал показал фильм со сценами насили в то время, когда дети могут сидеть у ТВ, он будет немедленно оштрафован. Мы в свое время приняли такой закон и в Думе, и в Совете Федерации. О создании Высшего совета по нравственности. Но президент Ельцин наложил на него вето. Также мы приняли закон об ограничении продукции сексуального характера. Но президент Ельцин тоже наложил на него вето. Телевидение – это мощное лобби. И там не дадут никакому подобному закону пройти. Это не значит, что они дали деньги президенту. Они несут взятки чиновникам, которые объясняют президенту суть закона. Так что пока такие законы принять невозможно.
- Что хорошего произошло в России за последние пять лет?
- Это пятилетка медленного восстановления народного хозяйства. Если после гитлеров-ского нашествия мы за пять лет восстановили огромную страну, то сейчас и темпы другие, и желания такого нет, и веры… Несколько лет правления Ельцина, жуликов нанесли вред гораздо больший, чем война. Это сопоставимо даже в количестве людских потерь. Сколько не родилось! Сколько погибло! А уж про разрушенную экономику, систему безопасности, промышленность, армию и культуру я и не говорю. Сейчас идет восстановление, но очень медленное.
- Что удалось сделать вам как депутату думской комиссии по культуре?
- Во-первых, мы выбили финансирование. Сегодня культура финансируется лучше, чем армия, сельское хозяйство и промышленность. Раньше культура финансировалась на 40-50% от строки, записанной в бюджете. А сегодня - на 100-120%.
Во-вторых, совсем недавно кинематограф был в полнейшей разрухе. По «Мосфильму» бегали крысы. В 1996 году мы приняли закон о государственной поддержке кинематографа, и кино стало расти как на дрожжах. Сегодня мы имеем мощную и совершенно несравнимую даже с советскими временами киноиндустрию. Я сейчас не о качестве кино говорю. Киноиндустрия - единственная отрасль народного хозяйства, которая не только восстановилась полностью, но и значительно превзошла доперестроечный уровень. Лоббисты какой отрасли могут похвастаться, что они добились такого?
- В вашей жизни был период, когда работать в Думе было интереснее, чем на съемочной площадке?
- Конечно. Первые два созыва было очень интересно. Там была политика. А сейчас политики нет. Сегодня все лоббируют интересы. Один - интересы своего региона, второй - интересы своей отрасли. Третий - свои собственные интересы, таких очень много.
- Как вы отдыхаете?
- Я вообще никуда не езжу отдыхать. Выпадает командировка на два-три дня. Это и есть отдых. Вот я сюда приехал работать что ли? Хорошо бы на Домбай съездить. Но в последний раз я разорвал там мениск…