Двуглавая чехарда в отдельно взятом районе
Царев, оставшийся, по сути, рядовым депутатом и не имея на то полномочий, созвал Совет (естественно, без участия Романенко), на котором объяснил решение суда не в свою пользу тем, что якобы во время прошлого голосования не были соблюдены процессуальные формальности. И предложил процедуру повторить. Необходимый для принятия решения кворум депутатов в очередной раз произвел смену главы местной власти. Один из народных избранников вместо председателя представительного органа (которого на тот момент быть не могло, поскольку шел процесс переназначения) подписал постановление, и его тут же опубликовали в местной газете. Формально глава района – снова Царев.
Но, по мнению Романенко, де-юре этот документ не действителен, поскольку принят с многочисленными нарушениями, в том числе подписан лицом, на то не уполномоченным, а также вопреки решению суда. Тем не менее «экс-глава» (по решению Совета) в сложившейся ситуации бессилен. Доказывать недействительность «недействительных» (уж извините за тавтологию) актов органа местного самоуправления как-то противоестественно, считает он, тем более что вердикт суда по данному поводу имеется.
Тем временем назначенный депутатами Царев вовсю исполняет обязанности, возложенные на главу и председателя представительного органа: созывает Совет, принимает решения и подписывает документы.
Но и Романенко сдавать позиции главы наотрез отказывается: не покинул прежнего кабинета и не выдал печатей. Царев несколько раз пытался поменять замки в его резиденции, но безуспешно. Выселять должностного оппонента силой он не стал. Говорит, несолидно. И без того, по словам Царева, местные жители над ситуацией откровенно посмеивались.
Чтобы не тормозить работу муниципальной власти (к тому времени как раз необходимо было принимать бюджет на 2007 год, который из-за всей этой истории оказался под угрозой), Царев изготовил новую печать и уведомил ряд инстанций о том, что законными надлежит считать только его оттиск и факсимиле. В результате под руководством Царева представительный орган бюджет принял.
Романенко неоднократно пытался созывать Совет, но народные избранники его попросту бойкотировали. Согласитесь, для того, чтобы лишиться доверия большинства депутатов, которые еще не так давно тебя поддерживали и за тебя голосовали, должны быть веские основания. И, по нашим данным, они действительно имеются. Одно из них – якобы не вполне целевое расходование бюджетных средств. Для полноценной работы представительных органов при них создаются соответствующие аппараты. Как рассказывают люди знающие, при Романенко численность такого аппарата вместо положенных 2-3 муниципальных служащих составляла более 10 человек. На их содержание тратилось около трех миллионов рублей в год, что недопустимо для дотационного муниципалитета.
По сведениям нашего источника, деньги на аппарат находились в других статьях расходов, в том числе за счет здравоохранения и образования. При таком подходе больницам не хватало на ремонт, а школьным автобусам – на бензин, возражают противники Романенко. Но изменить ситуацию по-хорошему депутаты не могли: бюджет района каждый раз утверждается Советом под председательством Романенко с правом решающего голоса. Отчаявшись, народные избранники пошли на радикальные меры.
Выражая позицию большинства в представительном органе относительно фигуры Романенко, Царев сдержанно заявил, что тот не считался с мнением остальных депутатов и принимал решения самолично. И добавил, что, каким бы ни было разрешение ситуации, Совет отказывается работать под председательством Романенко.
Но обратимся к позиции прокуратуры Андроповского района, которая должна следить за соблюдением и исполнением закона независимо от личных пристрастий депутатов. Поначалу она занимала позицию невмешательства в дела муниципалитета, пеняя на несовершенство законодательной базы. Дескать, порядок отзыва главы района, избранного не прямым волеизъявлением народа, а по решению депутатов из их же состава, в законе не прописан. Есть лишь норма, согласно которой главу вправе снять жители муниципалитета. Но ведь они его не избирали, резонно заявляют в районной прокуратуре. А поскольку по этому вопросу отсутствует правоприменительная практика, то и решений принципиальных принимать никто не хочет.
В одном надзорный орган занял твердую позицию: есть постановление Совета (а его законность у прокурорских не вызывает сомнений), его и следует исполнять до тех пор, пока оно не будет отменено судом или самим автором документа. Следовательно, легитимным главой района является Царев.
Тем не менее на обращение Романенко по поводу нарушения его прав действиями депутатов Совета районный прокурор все же принес протест на постановление о смене глав. Рассмотреть его должны были на ближайшем заседании Совета, но за три месяца депутаты этого так и не сделали, хотя и собирались не раз. Тогда прокуратура попыталась оспорить пресловутое постановление в суде. Но производство по делу было прекращено на том основании, что по одному и тому же спору между сторонами вынесено решение суда, которое вступило в законную силу (ст. 220 ГПК РФ). Соответственно второе постановление Совета о смене главы (незаконное, по мнению Романенко) оставлено в силе. Вопрос двоевластия в районе завис.
Опасаясь цепной реакции и распространения подобной схемы смены власти в других районах, правительство края, внимательно следившее за развитием событий в Андроповском муниципалитете, предложило выход из создавшейся ситуации. По нему оба главы (чтобы не разбираться, кто из них законный, а кто нет) должны написать заявления о добровольном сложении полномочий, а депутаты Совета на очередном заседании выберут себе председателя и руководителя исполнительной власти района. По словам Царева, он согласен на «мировую», предложенную краевым правительством, но при этом требует гарантий, что и Романенко подпишет заявление об отставке.
Но смещенный со своего поста глава Романенко категорически против. Более того, считает подобное соглашение недопустимым, поскольку, предлагая двум людям сложить полномочия руководителей муниципалитета, власти, по сути, признают легитимность и возможность в принципе двоевластия не только в Андроповском районе.
P.S. Как бы то ни было, ситуация с двумя главами одного муниципалитета должна разрешиться. Но от того, в чью пользу выйдет это решение, будет зависеть многое. Ведь если в конечном итоге легитимным главой признают Романенко, то все документы, принятые и подписанные Царевым, в том числе и бюджет района, который, по нашим сведениям, уже исполняется, придется признать незаконными. И это, как обычно бывает при «панских драках», вызовет «поредение чубов» у рядовых жителей района.