00:00, 16 февраля 2007 года

Потерянные и счастливые

- Рассматривая на улице молодых людей, таких уверенных в себе и красивых, невольно думаешь: вот у них уже нет «наших» проблем. Они выросли в новых условиях и лучше нас представляют, как жить в этом мире…

- К сожалению, это миф, - завершает мысль Екатерина Лоскутова. – За день в моем кабинете друг друга могут сменить представители трех поколений. И объединяет их общая проблема – потерянность, неумение общаться, незнание того, кто они и какие.

- Что же это, опять «потерянное поколение»?

- Нет! Никаких эффектных ярлыков! Даже самая печальная реальность все-таки оптимистичней. Никто не должен ставить на себе крест. Надо работать, размышлять, меняться…

- В таком случае сформулируйте причины этой потерянности.

- В любом обществе – богатом, свободном, бедном – у людей могут быть очень близкие, схожие психологические симптомы, связанные с проблемой детства и воспитания. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда молодые родители плохо понимают, что такое доброта и любовь в отношении собственных детей. Для ребенка родители – весь мир, вся Вселенная. Если мама наполнена тревогами, если она неуравновешенна, потерянна, то неизбежно потерянным почувствует себя и ребенок… Да, накормить, сменить пеленки – все это требует времени и сил, но это еще не вся любовь. Через несколько месяцев малышу этого будет мало. Он неосознанно потребует от родителей грамотной любви и умной доброты.

- Значит, основное слово здесь – «доброта»?

- Конечно. Однако в человеке происходят переживания, далеко не всегда связанные с добротой. Зависть, злоба, желание мести за несправедливость и т.д. Очень важно научиться понимать и свои плохие черты и обращаться с ними так, чтобы они не мешали нам оставаться хорошими людьми. Даже в дурном можно увидеть подсказку к принятию правильных решений! Надо помнить: чувство еще не поступок, мысль – не слово. Это еще внутри нас, и прежде чем мы проявим себя во вне, есть время, пусть даже мгновенья, - остановиться, оглянуться.

- И все-таки как часто хорошим людям живется труднее, чем плохим…

- Представьте обычную ситуацию развода. Мама остается одна, и мама несчастна. Ребенок принимает это на собственный счет, как наказание для себя за что-то. И вот уже взрослым человеком он будет стремиться «искупить вину», стараясь всех сделать счастливыми. Это приятный и добрый человек, но в глубине души он несчастлив. Часто люди, которым он не раз делал что-то доброе, забывают, например, пригласить его на день рождения. Почему так происходит? Поскольку он сам чувствует себя потерянным, его и «теряют» все. Ситуация заброшенности воспроизводится. Добро хорошей пробы – ответственная осознанная философия.

- Какова, однако, сверхзадача психологической службы? В чем вообще заключается метод психотерапии?

- Наш метод – лечение отношениями. Слова и отношения могут убивать и могут врачевать. Ну а наша задача – психологическое оздоровление общества. Вот почему психотерапевт так чувствителен к деятельности всех социальных институтов: семьи, власти, СМИ, партийно-общественных организаций. Все это информация и отношения.

- А как бы вы оценили психологическое состояние общества?

- Может быть, «невротический» пик и позади, но тенденция подражать дурному, морально-сомнительному материалу сохраняется, и это саморазрушительный процесс. Иными словами, пока мы «стесняемся» быть приличными людьми, без черной примеси равнодушия и цинизма, мы просто не станем жить лучше. Поэтому убеждена: победа все-таки за теми активными силами в обществе, которые публично защищают наши традиционные ценности.

- Получается, что правота и победа – за меньшинством?

- Да, поскольку именно оно, отстаивая свои позиции, становится залогом развития системы. Любая система находится в стагнации, если нет меньшинства, которое реально начинает процесс.

- Хорошо, ключевое слово – «меньшинство». Но как быть не очень богатому большинству, разуверившемуся в идеалах справедливости? Как им жить?

- В Киеве проходила конференция на тему: «Психоаналитическая практика в условиях социальной нестабильности». Вывод такой. Когда жизнь неустойчива и находится под угрозой, важно самому оставаться стабильным…

- Каким же образом?

- Адаптационными качествами обладают генетические сущности любого национального характера. Для России спасительна вера в доброту, справедливость, правду. Но если не хватает сил надеяться и верить, не надо ждать, когда человек начнет рассыпаться на кусочки. Необходимо получить профессиональную психологическую помощь. А вообще должна сказать, что самое большое жизненное приключение человека – познание себя, встреча с самим собой.

- Сегодня на каждом углу можно купить Карнеги и прочие американские рецепты счастья…

- Рецепты, почерпнутые из книг, к сожалению, не работают. Прежде чем человек действительно что-то поймет, душа должна пройти свой «круг неизбежности», обрести опыт и созреть. Можно быть взрослым, но не зрелым. Старым, но не взрослым. Рецептов счастья нет, и… рецепты есть. Когда государство не слишком благочестиво, а справедливость и доброта обесценены как идеалы, надо, чтобы народ услышал собственный голос, обратился к самому себе. Подобная информация – тоже шаг к стабильности. Сократ говорил: «Добро не мелочь, а достигается по мелочам».

- Может быть, и душа находится у человека в меньшинстве?

- Да, пожалуй. Человек хочет одного, а душа – другого. Человек – вещей, славы, денег, удовольствий, душа – счастья и покоя… Выключите хоть однажды телевизор, посидите в тишине… Вспомните, что произошло с вами за день. И неглупая душа подскажет, как лучше жить, кому помочь и что делать.