Раздел
О судьбе государственного унитарного предприятия СК «Кочубеевский механизированный карьер» и его директора наша газета уже рассказывала. После той статьи («СП», 26.09.2006 г., "Как уволить директора, или Конец карьеры на карьере") произошли серьезные изменения. Прежде всего ГУП реорганизовано. Распоряжением министерства имущественных отношений края из его состава выделен ГУП СК «Кочубеевское дорожное ремонтно-строительное управление». Существует при этом и положенный по закону передаточный акт, и другие юридические документы. ДРСУ передаются, в частности, техника, помещения. В новую организацию переведены люди.
Мехкарьером продолжает руководить Павел Романюта. Нужно сказать, что он победил в судебной тяжбе с краевым управлением дорожного хозяйства. Решением суда в должности восстановлен. Однако основным итогом этого конфликта на сегодня является уже упомянутое распоряжение минимущества края. Итак, развод, и в итоге вместо одного ГУПа возникают два. Причем – мехкарьер остается в ведении краевого министерства промышленности, энергетики и транспорта, а ДРСУ теперь подчиняется управлению дорожного хозяйства СК. После развода последовал раздел имущества. Новоиспеченное предприятие получило нужные для работы тракторы, грейдеры и автомобили. И 68 бывших работников мехкарьера. ГУП СК «Кочубеевское ДРСУ» согласилось принять их на работу с 6 декабря 2006 года. Под этим документом стоит подпись директора этого ДРСУ В. Арзуманяна. Если судить по бумажным носителям, сопровождавшим этот развод-раздел, все просто. А на деле?
- Я понять не могу, куда я попал. И работать нормально пока не в состоянии. Времени нет – проверки, проверки.., - рассказал мне при встрече директор ДРСУ В. Арзуманян.
Помимо проверок в этом недавно созданном предприятии уже реально намечается острый конфликт трудового коллектива со своим руководителем. До чего может в перспективе дело дойти – тоже не берусь предположить. Но об этом чуть позже.
А пока стоит обратиться к истории ДРСУ и мехкарьера. Еще пару лет назад так же, как и сейчас, жили-были эти две абсолютно независимые друг от друга организации в одном Кочубеевском районе. Однако в ноябре 2005 года распоряжением все того же министерства имущественных отношений была проведена реорганизация ДРСУ путем присоединения его к мехкарьеру. Резоны при этом существовали более чем серьезные.
- Весьма преуспевающее предприятие европейского уровня, я имею в виду мехкарьер, фактически принимало в свой состав убыточное ДРСУ, - рассказывает заместитель главы администрации Кочубеевского муниципального района Н. Гура. – Наша администрация, естественно, была «за». Ведь ДРСУ при этом слиянии получало возможность приобретать щебенку, гравий, песчано-гравийную смесь по себестоимости. Это серьезно уменьшало стоимость дорожных ремонтно-строительных работ. В итоге после объединения все работники стабильно получали заработную плату. А мехкарьер вышел на первое место в районе по перечислению налогов в местный бюджет. По этому показателю он обогнал даже наши прославленные колхозы «Казьминский» и имени Чапаева. А теперь, после очередного раздела, есть перспектива, что мы получим в лице ДРСУ еще одно нерентабельное предприятие. Со всеми вытекающими для местного бюджета последствиями.
Это последнее предположение пока что оправдывается в полной мере. Дело в том, что становление нового предприятия изрядно затянулось. Распоряжение министерства имущественных отношений о «выделении» из мехкарьера ДРСУ было принято еще 22 августа. А свидетельство о постановке на учет нового юридического лица в налоговой инспекции появилось только 6 декабря.
Этой же датой обозначено согласие директора ДРСУ принять на работу 68 работников. К сожалению, на момент нашей встречи с В. Арзуманяном все, кто был переведен из мехкарьера, не имели даже записи в трудовых книжках о приеме на новое место работы.
Вообще у нового коллектива есть поводы для недовольства. В итоге появилось на свет коллективное заявление в государственную инспекцию труда по Ставропольскому краю: «при реорганизации предприятий нарушены трудовые права работников… не соответствуют даты увольнения, выдачи расчета, трудовых книжек и заявлений на увольнение… отсутствуют записи в трудовых книжках о приеме нас на работу в ГУП СК «Кочубеевское ДРСУ»… отсутствует информация о штатном расписании, положение об оплате труда, премировании, трудовые договора, правила внутреннего распорядка в ДРСУ…» И так далее, и так далее… Пожалуй, всего перечисленного достаточно, чтобы понять: у рабочих есть резоны быть недовольными своей судьбой в новом предприятии.
Это коллективное заявление рассматривалось на встрече начальника отдела управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Е. Петровой, руководителя крайкома отраслевого профсоюза Г. Пасечник с директором ДРСУ В. Арзуманяном. И я там был. Поэтому могу свидетельствовать: до полного взаимопонимания здесь еще очень и очень далеко.
- Да, наша организация зарегистрирована в реестре юридических лиц 6 декабря, - признает директор. – Но потом надо было оформить переданную нам технику. Это мы смогли сделать лишь к 17 января. Только 20 декабря был заключен первый договор с районной администрацией на выполнение работ по обслуживанию дорог. Мог ли я сразу после 6 декабря принять людей и обеспечить их работой?
Ответ ему кажется очевидным. Не мог… Хотя, если следовать букве закона, был обязан сделать это, если уж взялся руководить воссозданным предприятием. Кстати, в ходе проведенной проверки было выявлено лишь одно нарушение трудового законодательства и со стороны руководителя мехкарьера: в частности, не всем переведенным работникам были правильно начислены компенсации за неиспользованные отпуска. Однако, что касается руководства этой организации, оно уже исправилось. С ДРСУ, к сожалению, все гораздо сложнее. Комиссия, проверявшая соблюдение трудовых прав на предприятии, зафиксировала более 10 нарушений трудового законодательства. И это всего лишь за два месяца работы!
И опять приходится констатировать, что любой развод с разделом имущества – суперсложное и очень деликатное дело. Сказываются при этом и прежние обиды, и личные амбиции разводящих. А между ними – судьбы почти семи десятков работников. И у всех из них фактически прервался стаж, и нет никаких гарантий, что в новом предприятии зарплаты и премии будут такими же стабильными, как и в прежнем. Что им остается делать? Ответ очевиден – бороться за свои права. Такая борьба уже началась.
Совсем недавно в ГУП СК «Кочубеевское ДРСУ» образована первичная профсоюзная организация и избран профком. В полном соответствии с Законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности». Директор В. Арзуманян получил уведомление о принятом решении инициировать переговоры по заключению коллективного договора. Впрочем, в положенные сроки директор на это предложение не ответил. А кроме этого, в прокуратуру района недавно отправлено заявление профкома о нарушениях трудовых прав коллектива. Увы, но работы у работников ДРСУ так и нет. Их вынуждают оформить отпуска без содержания. А совсем недавно - в феврале - в управлении издан приказ «Об оплате времени простоя».., датированный почему-то 9 января. В нем обозначено, что при отсутствии работы членам трудового коллектива выплачивается две трети средней зар-платы. Кроме этого, администрация предприятия недовольна и активностью нового профкома. Ему создаются препятствия в деятельности, о чем тоже говорится в заявлении.
Работников, конечно, жаль. Только кто им может помочь? Как ни странно, но 3 февраля управление дорожного хозяйства СК в местной районной газете опубликовало объявление о конкурсе на замещение вакантной (выделено редакцией) должности директора ГУП СК «Кочубеевское ДРСУ». Как мне объяснили в краевом министерстве имущественных отношений, именно так – по конкурсу – и должны назначаться директора всех ГУПов. Стало быть, В. Арзуманян – вовсе не директор. Во всяком случае, до завершения этого конкурса. А ведь руководил и руководит ДРСУ...