Государство обо мне забыло
Сколько всяких напастей выпало на нашу долю! Когда началась война, мне было семь лет. Отец ушел в партизаны. Я и две сестры с мамой оказались на оккупированной фашистами территории в Брянской области.
До сих пор невозможно забыть те ужасы. В село вошли немцы. Загорелись дома. Мама нас троих за руки - и бегом в лес. Здесь встретились с другими семьями. Продуктов с собой никаких не было, питались кто чем. Потом нас нашли, загнали в одну из хат и собирались поджечь. Но, правда, все обошлось. Добрались мы до своей хаты, а ее нет, стоит одна русская печь. Жильем стал погреб, в котором мы поселились.
После войны начали восстанавливать колхоз. В школу я пошел в 11 лет. Все эти годы мы, дети войны, одновременно учились и трудились как могли. Пасли колхозных коров, лошадей, сгребали сено, собирали колоски, заготавливали с родителями дрова в счет займа. Ходили полуголодные, раздетые, все лето - босиком, а зимой - в лаптях. Трудились от зари до зари - вместе со взрослыми. Разве могла такая жизнь не отразиться на здоровье?
В 1952 году я уехал на Урал. Работал на заводе. Три года службы в Советской армии. Потом 40 лет отработал на Кавказе. Теперь остался забытым своим родным государством, с нищенской пенсией.