Труба для узника
Но часто ли «сидельцы» подают о себе весточку из тюрьмы звонком с сотового телефона? То-то и оно. Поэтому, когда на моем мобильнике высветился незнакомый номер, а ответив, я услышала весьма знакомый голос, пришла в крайнее замешательство. Дело в том, что абонент – мой давний приятель, «влетевший» на зону за драку. И, по подсчетам, должен «перевоспитываться» еще как минимум полгода.
- Ты что, освободился? - первым делом спросила у него.
- Нет еще, парюсь.
- А звонишь откуда?
- Да братва дала мобилу, - отрапортовал он. Причем под словом «братва» явно не подразумевались ни начальник колонии, ни его зам или какой иной сотрудник исправительного учреждения. «Братва» - такие же заключенные, как и мой приятель. Покалякав несколько минут о том о сем, мы распрощались. Признаться, я слегка обалдела, зная, что сотовые телефоны - «роскошь», по закону не доступная обитателям российских мест лишения свободы. И что мой приятель «сидит» именно на Родине, а не в тюремной камере в буржуазной Швейцарии, где к услугам заключенных все мыслимые блага и привилегии. Так откуда же у бедного россий-ского зека взялся мобильник? Оказалось, телефоны, попадающие к заключенным нелегальным путем, не самое большое зло. Как рассказал начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по СК Михаил Кривенко, головной болью сотрудников пенитенциарных учреждений остается слишком большая любовь родственников к отбывающим срок близким. Любовь, порой толкающая на нарушение закона.
- Поддавшись просьбам сидельцев, друзья, знакомые, матери, отцы и жены пытаются скрасить их быт, условия отбывания наказания, порадовать их в праздник, всеми правдами и неправдами пытаясь передать запрещенные предметы, зачастую криминального характера, - говорит М. Кривенко.
В древние времена родственники передавали заключенным пилки по металлу, запеченные в хлеб. Нынче передачки тоже нередко содержат тайные послания. Те, кто хочет снабдить арестантов запрещенными предметами, руководствуются простым принципом: нужно постоянно пытаться это сделать, и хоть один раз из десяти будет удачным.
Как рассказал Михаил Кривенко, в 2006 году было пресечено почти 400 попыток доставки в исправительные учреждения края различных запрещенных предметов, в том числе наркотических и психотропных веществ, спиртных напитков, мобильных телефонов. В результате было обнаружено и изъято свыше 460 граммов наркотических веществ и психотропных препаратов, около 100 литров различных алкогольных напитков, 144 сотовых телефона, свыше 300 тысяч рублей.
Укрывая среди безобидных вещей запрещенные, родня зеков порой проявляет чудеса изобретательности. Наркотики засовывают, например, в конфеты. Прячут и в одежде, и в обуви. Пропитывают растворенным в воде наркотическим средством носовые платки, воротники рубашек, выпекают хлебобулочные изделия, содержащие наркотические вещества, прячут их в рыбу, сало, лук, тюбики с пастой и кремами, всего не перечесть. Вот только несколько примеров, ставших притчей во языцех в тюремных кругах: в Георгиевском районе, в исправительной колонии № 3 в селе Краснокумском при досмотре продуктовой передачи от жителя Ставрополя в тюбике зубной пасты обнаружены четыре самодельных контейнера с наркотиками, а в колонии № 4 станицы Александрийской при проверке посылки в двух банках тушенки, причем на первый взгляд с неповрежденной заводской упаковкой, «прятались» сотовый телефон и зарядное устройство к нему. А примером высшего пилотажа, правда, так и не принесшего желанного результата, признан «фокус» с вафлями. Сие кондитерское изделие было «разобрано» на пластинки, с которых счистили всю помадку. А вместо нее намазали наркосодержащую «пасту», после чего слепили пластинки снова «как было»...
Досаждают сотрудникам исправительных учреждений и так называемые «перебросы» - когда оставшиеся на воле друзья хотят скрасить жизнь заключенных, перекидывая через забор зоны то, что нельзя туда доставить легально. Так, например, на режимной территории, прилегающей к исправительной колонии № 1 в селе Кочубеевском, при попытке «закинуть на зону» более полукилограмма наркотических веществ, мобильного телефона и лома ювелирных изделий был задержан «доброжелатель».
- Люди просто забывают, что попытки «подогреть братву» запрещенными предметами наказываются в порядке, установленном законом, - замечает Кривенко. - Практически в отношении всех лиц, пойманных за руку, собраны материалы, которые переданы в суд или следственные органы для принятия решения в соответствии с законом. В отношении 32 граждан за подобные «добродеяния» возбуждены уголовные дела. С начала нынешнего года уже пресечено шесть попыток доставки наркотиков.