00:00, 27 января 2007 года

Кто на новенького

Но, на мой взгляд, то, что происходит сегодня в школе, в последнюю очередь касается учительского кошелька. А в первую – затрагивает само общество. И если оно не изменит своего отношения к проблемам среднего образования, не пересмотрит насквозь популистский ельцинский «Закон об образовании», то мы рискуем в ближайшее время не одно поколение назвать «потерянным».

В конце застоя в нашей стране одной из самых популярных была дискуссия о состоянии педагогики. Как поветрие распространялись новые методики и педагогические взгляды. Но эта мода, будь то метод проектирования или шаталинский метод, никогда не выхолащивала сути учительского труда: найти путь к душе ребенка, заинтересовать его наукой, научить.

Модные поветрия есть и сегодня. Только это не распространение передового учительского опыта, а методики, придуманные наверху чиновниками или неизвестными бородатыми дядями из телевизора.

Я хорошо помню, как в 90-е годы с облегчением вздохнули учителя, избавленные от идеологического прессинга. Тогда учителю было предоставлено право самостоятельно корректировать программу – на 15 % от общего количества уроков. Уроки, которые делались с последней полосы газеты, вызывали бурные дебаты, сами подростки тащили на каждый урок спорные публикации, и в классе сообща искался ответ: как оценивать прошлое, как строить будущее, как относиться к развенчанным историческим персонажам?

Ох, недобрым словом вспоминаем мы бывшего премьера М. Касьянова, который, зайдя ради проформы как-то в школу, удивился, что есть несколько учебников истории.

Но опять-таки в угоду профанам в педагогике вроде М. Касьянова, в угоду некоему «общественному мнению» чиновники бросились переписывать учебники. Делали это люди, по моему глубокому убеждению, не только не работавшие в школе, но и сто лет не видевшие в глаза обычного десятиклассника. Учебники в результате настолько адаптированы, настолько примитивны, что мне, как учителю, нечем в них заинтересовать ребят.

А ведь речь идет об истории. История – это наука, которая делает человека гражданином. Старые слова. А как ты на таком материале можешь сформировать гражданина? Патриота! Человека, который знает свои корни и любит страну! Который не будет всю жизнь завидовать «загранице», понося свое? Как учитель может его разубедить, если у него нет ни возможности, ни времени.

Любовь к Родине – это состояние. Если учитель разбудил чувства – они превратятся в убеждения. Взывать к патриотизму бесполезно, если дети смотрят пустыми глазами, им скучно, а учитель пытается из двух абзацев учебника вывести мораль, что надо Родину любить. Что все катаклизмы, которые сейчас переживает страна - это только один период в долгой цепочке испытаний, которые выпали нации. И что мы обязаны найти выход и все преодолеть, потому что наши предки, бывало, и в худшей ситуации этот выход находили, поднимали государство из пепла, возрождали культуру.

Мне скажут – зачем? Отвечаю – затем, что мы трудно пока живем. Это ох как хорошо видит и чувствует учитель простой обычной школы. Школа – горькое кривое кричащее зеркало социальной неустроенности общества.

В заключение скажу и о том, что давно наболело. Почему я считаю, что «Закон об образовании» насквозь популистский, несправедливый и требует немедленной замены.

Потому что этот закон низвел педагогику, которая всегда была синтезом науки и искусства, до простой образовательной услуги, лишил учителя и школу всех прав. Прав интеллигентской корпорации, которой всегда поручалась обществом особая миссия - воспитание образованного, мыслящего поколения граждан.

Что такое учитель сегодня? Из уважаемого члена общества он превратился в крайнего. Родитель имеет право пожаловаться на него куда угодно, подать в суд. Но не наоборот. Учитель всегда виноват.

Добавки к зарплате получают только те учителя, которые имеют высокий процент хорошо успевающих. То, что успеваемость должна быть 100 процентов - это не обсуждается. И соблазн для учителя очень велик. Он выбирает между принципиальностью и честностью и размером своей небольшой зарплаты. Думаете, дети об этом не догадываются? Они понимают, что с них не требуют, потому что учитель за свою шкуру дрожит.

Дрожит, еще как дрожит. Особенно в старших классах, в которых я преподаю 24 года. Как начинается весна, так начинается мука с медалистами. Моя мечта – отменить все эти медальные привилегии напрочь. Они превратили школу в самую приписочную контору в стране.

Никто не знает, что в апреле, когда в РОНО сдаются новые классные журналы на медалистов, они просто переписываются в марте, а старые уничтожаются.

Грустно. Кто на новенького?

Людмила ДОРОЖКИНА