Что может рассказать шинель
- Пренебрежение и даже полное игнорирование униформологических признаков в ходе искусствоведческого анализа служит причиной того, что даже в наше время имена изображенных лиц определяются неверно, - рассказывает кандидат исторических наук Максим Нечитайлов. - Вот, к примеру, в издании «Сто шедевров Лермонтовского музея» помещен портрет декабриста Николая Лорера работы художника Клюндера, датируемый 40 годами XIX столетия. Однако искусствоведы ошиблись. На акварели изображен совсем другой человек. Известный художник написал портрет неизвестного ротмистра гвардейских кирасир Кавалергардского Ее Величества полка, а не прапорщика Тенгинского пехотного полка Отдельного Кавказского корпуса. И это стало известно благодаря военной форме.
Во-первых, на шинели изображен серый воротник, а в Тенгинском полку воротник шинели был полностью красного цвета. Из- под шинели выглядывает двубортный сюртук с воротником темно-зеленого цвета и красной выпушкой. То, что это именно сюртук, а не повседневный однобортный вицмундир, опять же доказывает цвет воротника – на вицмундире воротник был из черного бархата. В Тенгинском полку офицеры носили темно-зеленые мундиры и сюртуки с красными воротниками, и сюртучная подкладка у них была тоже красной.
Во-вторых, приборный металл пуговиц и эполет - серебряный, а в Тенгинском полку пуговицы были золоченые, с номером полка. Пустое поле на эполетах указывает на чин ротмистра. Поскольку гвардейские офицеры имели преимущество перед армейскими на два чина, то ротмистр Кавалергардского полка соответствовал подполковнику армии. Прапорщик же Тенгинского пехотного полка Лорер должен был носить золотые эполеты с красным суконным полем, с одной серебряной звездочкой и золотой шифровкой «20».
Другой интересной деталью портрета, помогающей установить истину, является форма офицерских эполет. Такие эполеты, с добавлением четвертого узкого витка, в российской армии были установлены 17 декабря 1837 года. Такую датировку косвенно подтверждают усы и бакенбарды офицера, которые военным было дозволено носить с июня 1832 года.
Хорошо известно, что в 1838-1840 годах Клюндер выполнил серию акварельных портретов офицеров лейб-гвардии Гусарского полка, и, скорее всего, данное изображение неизвестного офицера Кавалергардского полка можно отнести к этому же периоду творчества художника.