А ребенка не заметили
Если коротко, фабула дела такова: сотрудники Госавтоинспекции остановили для проверки документов машину, в которой находились четверо Овсепянов. Слово за слово, завязался спор, переросший в конфликт с рукоприкладством с обеих сторон. Можно было бы повторить вслед за Карлсоном «подумаешь, дело житейское», у нас и не такое на дороге увидишь, если бы не один просто сногсшибательный факт: пока стражи закона «разбирались» с хозяевами машины-нарушителя, все настолько увлеклись этим процессом, что не заметили, как собственно «яблоко раздора» с места происшествия «увели». Подчеркиваю: угнали задержанную машину, причем из-под носа у гаишников.
Но обо всем по порядку.
По версии Овсепянов, события разворачивались следующим образом. В этот день у трехлетнего Цолака, страдающего серьезным заболеванием, случился очередной приступ, и малыш упал прямо на раскаленную электрическую плиту, получив глубокие ожоги. Родственники срочно повезли ребенка в краевой центр, в больницу. За руль сел 18-летний дядя мальчика Раффи, на заднем сиденье расположились бабушка и Наири - отец малыша, уложив плачущего ребенка на колени. Однако «скорой помощи» не получилось. На въезде в краевой центр машину остановили сотрудники городского батальона дорожно-патрульной службы. Что вышло из «встречи» со стражами порядка, рассказывает Раффи:
- Инспектор сказал, что машина слишком сильно затонирована, поэтому надо «платить». А у нас всего 60 рублей, больше и не прихватили из дому. Наири предлагал: «Возьмите наши документы, пусть побудут у вас, а мы пацана в больницу отвезем, будем обратно ехать, тогда все и разрулим». Но они – ни в какую. Тогда мы решили просто уехать, потому что у племянника уже начался эпилептический приступ прямо в машине. Но тут гаишники, шесть человек, подлетели и, распахнув заднюю дверь, сломав ее, вытащили брата из машины и стали избивать за неподчинение, - говорит Раффи Овсепян, - мама тоже выскочила, стала их совестить... Досталось и ей – ее повалили на землю. Поверьте – на меня, водителя, никто и внимания не обратил.
- В этот день я был в Ставрополе, помогал сестре грузить мебель, - говорит глава семейства Цолак Овсепян. - Где-то в полдень мне на сотовый позвонила жена: «Цолак, приезжай срочно! Случилось несчастье – внук сжег ногу, мы его везем в больницу. Но нас тут задержали на посту, требуют денег за то, что машина с тонировкой». Я, конечно, сразу денег занял, помчался туда – попросил друга, чтобы он меня отвез. Когда подъехали – чуть сознание не потерял: сыновья стоят избитые, лица в крови, жена вся в грязи, плачет. Около нашей машины – четыре патрульных машины гаишников и человек десять милиционеров. Когда я увидел, что сделали с моей семьей, я пригрозил сотрудникам ГИБДД, что сейчас поеду в прокуратуру с жалобой. Лучше бы я этого не говорил, они, как звери, набросились на меня, начали бить... Били жезлами, руками, ногами. Беспредел прекратил только подъехавший к месту происшествия какой-то милицейский начальник в звании полковника.
Как говорит Цолак Овсепян, вместо прокуратуры, куда он требовал доставить свою семью, его и сыновей затолкали в милицейский УАЗ и отвезли в Промышленный РОВД.
- Из РОВД нас возили в прокуратуру, потом – обратно, где мы с сыновьями просидели до ночи, - вспоминает он. - Потом и мне, и детям стало плохо настолько, что пришлось вызывать «скорую помощь», а Наири даже класть в больницу.
Врачи «скорой помощи» поставили Цолаку и Наири Овсепянам диагноз «Закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы», Раффи – ушибы. Пару дней на больничной койке провела и бабушка Эдвард Овсепян – ее госпитализировали с подозрением на черепно-мозговую травму.
- Всю мою семью избили ни за что ни про что, - сетует Цолак Геворкович, - и мало того, еще и возбудили против нас уголовное дело за оскорбление и нападение на сотрудников милиции. Наири прямо из больницы увезли в следственный изолятор, говорят, он первый, без всякой причины напал на сотрудников автоинспекции и начал их бить, а потом к нему присоединился и младший сын, а потом – и я.
* * *
В изложении милиционеров развитие событий выглядит диаметрально противоположно. То, что инспектор мог требовать деньги за тонировку, они категорически исключили. Как рассказал непосредственный участник конфликта, старший инспектор ОБДПС ГАИ Ставрополя Владимир Кушнер, сыр-бор разгорелся из-за того, что остановленный для проверки документов Раффи Овсепян отказался предъявить их сотрудникам милиции. Кроме того, машина Овсепянов, вопреки дорожным знакам, ехала «сквозняком» через село Татарку и к тому же показалась подозрительной из-за слишком сильной тонировки на стеклах и уренгойского номера. Поэтому и «тормознули». А Наири Овсепян, кричавший, что у него в машине больной сын, первым ударил инспектора, потом в драку полез Раффи, а после - приехавший глава семейства. В общем, пришлось согласно статье 13 Закона «О милиции» пресекать противоправные действия не только самостоятельно, но и вызывать подкрепление.
На мой вопрос, а нельзя ли было поступить следующим образом: оставить разбираться на месте отца и дядю мальчика, а ребенка вместе с бабушкой отправить в больницу на патрульной машине, был получен ответ, что ребенка никто(!) из инспекторов не видел, потому что, цитирую, «салон не досматривали». Видимо, получивший ожоги малыш молча терпел боль и не выдал своего присутствия ни одним звуком. А уверения бабушки, что маленький Цолак вопил от боли не переставая, это так, фантазии...
- Овсепяны утверждают, что ваши сотрудники били не только мужчин, досталось и женщине, - интересуюсь я.
- Нет, что вы! На женщину никто руку не поднимал, она сама билась в истерике, рвала на себе волосы, падала на асфальт, чуть ли об землю головой не билась. Знаете, есть такой тип женщин - истерички...
Как потом выяснилось, затонированность стекол машины Овсепянов действительно превышала допустимые нормы. Но установили этот факт уже сотрудники Гос-автоинспекции ОВД Промышленного района с помощью специального аппарата «Блиц», да и то на другой день. Потому что увлекшиеся процессом «пресечения сопротивления» сотрудники милиции откровенно проворонили момент, когда подозрительный «жигуль» исчез с места происшествия. Поразительно, если отстраниться от конкретной ситуации, как могло случиться так, что остановленный автомобиль, в котором в наши времена могло оказаться бог знает что, спокойно скрылся от десятка находившихся в нескольких метрах стражей порядка?
- Вместе с отцом молодых людей приехали еще несколько человек, видимо, родственники или знакомые этой семьи. Наверное, пока мы занимались усмирением Овсепянов, кто-то из этих родственников на ней и уехал, - отводя глаза, говорит Кушнер.
Комментарии, как говорится, излишни.... К слову, так оно и произошло: один из знакомых семейства, увидев, что маленькому Цолаку совсем худо, впрочем, как и его бабушке, воспользовавшись тем, что ключи торчали в замке зажигания, поспешил в больницу. И еще один небезынтересный момент – в ходе бурных разбирательств, по словам Овсепянов, в их машине оказался один из милицейских жезлов, которыми их «охаживали» сотрудники милиции. Его в бурых пятнах, похожих на засохшую кровь, они и продемонстрировали корреспондентам «СП». Сказали, что берегут его как вещдок – этой «полосатой палкой» били одного из сыновей. Впрочем, в батальоне на вопрос: «А не терялся ли в потасовке жезл?» меня заверили, что все их инструменты для наведения порядка – в наличии.
* * *
Подведем некоторые итоги. Не исключаю, что Раффи и Наири по молодости и горячности сами спровоцировали скандал и первыми полезли в драку (хотя в администрации станицы, где они живут, меня заверили, что никаких противозаконных выходок за братьями не водилось, да и вообще это приличная семья). Если они все же поступили противоправно, то должны ответить по закону. Но при чем здесь Цолак? Который по вине взрослых несколько лишних часов страдал от жуткой боли.
Сейчас детальным изучением обстоятельств этого происшествия занимается прокуратура Промышленного района Ставрополя, а вчера стало известно, что делом заинтересовалось и краевое «государево око». Уверена, что расследование будет максимально объективным и тщательным.
- Сейчас по факту данного инцидента проводится служебная проверка, - говорит начальник УГИБДД ГУВД СК Б. Булгаков.
Между прочим, уже больше месяца Цолак – младший сжимается в пугливый комочек, стоит ему увидеть что-то полосатое…