Еще с XIX столетия при раскопках курганов кочевых народов археологам неоднократно встречались металлические застежки и бляхи, терракотовые или костяные бусинки, золотые или серебряные кулоны, подвески. Собрав воедино археологическую мозаику, реставраторы получили необычайно узкие для тех времен пояса, к которым крепилось множество разных по форме и по исполнению бусинок, кулонов или медальонов.
Боевые пояса – знак воинской доблести

Боевые пояса – знак воинской доблести

Долгое время ученые задавались вопросом, для какой цели служили найденные артефакты, поскольку их нельзя было назвать украшениями, ибо изготовлялись они чаще всего не из драгоценного металла. Интерес исследователей также привлекло то, что в богатых могилах к ремню крепились всего лишь несколько подвесок, а в погребениях, где находился минимальный набор различных предметов, пояс был увешан целым набором отчеканенных или отлитых бляшек. Отнести узкие ремни с подвесками к элементам вооружения нельзя, поскольку в древности холодное оружие было довольно массивным, и для его ношения требовался прочный и широкий пояс. Например, у скифов широкие кожаные пояса покрывались набором металлических колец и при ношении короткого панциря защитный пояс прикрывал нижнюю часть корпуса воина.

Отгадку подсказали ученые мужи из Древней Греции: исследовав их труды, современные археологи пришли к выводу, что имеют дело со своеобразным «военным билетом», где число наборных бляшек считалось признаком социального или военного ранга их владельца. К примеру, в «Истории» Геродота говорится, что: «Головы всех убитых в бою скифский воин приносит царю. Кожу с головы скифский воин использует как полотенце для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем». Обычай вешать головы врагов на шеи лошадям или выставлять их напоказ перед входом в дом описан в «Географии» Страбона. Традиция ношения таких поясов прослеживается у авар – тюркоязычных кочевников, терроризировавших своими набегами в VI-VII столетиях Европу и Балканы. А в катакомб-ных захоронениях Дмитровского могильника встречаются захоронения аланских воинов на поясах, которых насчитывалось от двух до сорока бляшек. Подобные «украшения» можно увидеть и в Ставропольском краеведческом музее имени Г.Прозрителева и Г.Праве.

Со временем скальпы были заменены чеканными стилизованными изображениями «личин» убитых врагов и в виде бляшек или наконечников навешивались на уздечку. Традиция обозначать определенным образом свои победы над противником сохранилась до наших дней. Во время Великой Отечественной войны советские летчики и танкисты наносили на фюзеляж и стволы пушек звездочки по количеству подбитых вражеских самолетов и танков.

Владимир СИМОНОВ