Что от лукавого, а что – от праведного?
Все пытаюсь понять, чем же именно мы, авторы статей о религии, ограничиваем права атеистически воспитанных и продолжающих оставаться таковыми читателей? Разве мы принуждаем кого-либо из них всене-пременно прочитывать все, хоть как-то касаемое религии, деятельности конфессий и т. д.? Тогда то же самое можно отнести и практически к любым публикациям газеты – от экономики до спорта. Дескать, публикации о футболе ущемляют интересы легкоатлетов и пловцов… Мало, ой мало информации о медицине, возропщут люди в белых халатах. А где подробные отчеты о сельскохозяйственных работах? – могут возмутиться земледельцы. Как же быть нам, журналистам, по какому принципу выбирать темы статей, репортажей, информаций и героев своих очерков?
И разве не такие же конституционно полноправные граждане составляют весьма значительное число верующих? Ни в коем случае не хотела бы противопоставлять одних другим, тем более что знаю немало поистине замечательных людей среди тех, кто в церковь – ни ногой. Они, как правило, имеют хорошее образование, достаточно эрудированы и самостоятельны в мышлении, интересные собеседники, но свою дистанцированность от храма объясняют просто: нас так воспитали, и теперь уж не переделаешь... Вот от чего далека газета, так это от желания кого-либо «переделывать». Когда в изменившейся стране заметную роль стали играть конфессии, СМИ вполне естественным образом обратили свои взоры на эту подспудную прежде сферу жизни. И стали появляться в прессе фамилии священнослужителей, названия старинных храмов, рассказы об истории церкви... Признаться, было в этих публикациях немало откровенного любопытства к неожиданно ставшей «разрешенной» тематике. Не обошлось и без перехлестов со стороны коллег, впавших в слащавую сусальность, ничего общего с истинной верой не имеющую. Конфессиональная целина привлекла очень многих, да и читатели воспринимали все это с большим интересом. В ту пору – начала 90-х годов прошлого столетия – в умах соотечественников царил ощутимый «раздрай», народ, как-то «пришибленный» происходящими преобразованиями, явно растерялся на идеологическом и духовном перепутье. Глубоко уверена: именно обращение к религии в тот момент спасло очень многих, помогло не упасть окончательно духом. И хотя люди, выросшие и воспитанные в иной системе координат, поначалу просто не знали даже как правильно войти в храм, они туда пошли. И открыли для себя целый мир...
И далеко не случайно сегодня даже самые «ортодоксальные» атеисты уже не вспоминают известное выражение «религия – опиум для народа». Потому что и они, несомненно, увидели другую сторону медали: не официально объявленное, разрешенное властью духовное возрождение, а искренние искания человека в минуту жизни трудную выводят его на дорогу к храму. Я сейчас не говорю о том количестве конъюнктурщиков, которые воспользовались открывшимися возможностями саморекламы, демонстрируя (особенно перед фото- и телекамерами) приверженность высоким духовным традициям. Повесив на шею крестик, а в рабочем кабинете икону, они «закрыли вопрос». А вот те, кто искал храм как прибежище души, даже став честно воцерковленными, продолжают поиск нравственной опоры – они знают, что обрести ее смогут лишь в каждодневной жизни церкви как сообщества единомышленников. Не идеализируя верующих, среди коих тоже встречаются самые разные характеры и типы, со своими достоинствами, слабостями и недостатками, все же нельзя не отдать должное их единству – не формальному, а че-ло-ве-чес-ко-му. Это ведь не в очередную партию вступить, тут иное.
Настало время более глубоких, осознанных отношений церкви и общества, церкви и государства. Общество, пережив период эдакого подросткового любопытства, приняло конфессии всерьез. Да и государство, от которого церковь отделена законом, тем не менее понимает небесполезность (!) сотрудничества. Да, ломают копья сторонники и противники преподавания в школе основ религиозной культуры: вторые пугают первых «засильем попов» и нарушением опять-таки чьих-то конституционных прав. А ведь мы в массе своей еще даже не раскрыли просто хотя бы все из того же любопытства этот «страшный» Закон Божий, не заглянули ни в Библию, ни в Коран. Чего боимся? Удостовериться вдруг в собственной духовной скудости? Если наши дети будут – в отличие от нас – знать, например, почему на протяжении веков так почитаем в нашем народе святой Николай Чудотворец (Угодник), разве им будет от этого хуже?
Впрочем, и сама церковь сегодня рассматривает себя в обществе и государстве с новых позиций – равноправного и равно ответственного партнерства. Ею сделано и делается немало, стоит лишь внимательнее вглядеться в нашу жизнь. Да, церкви многие помогают, но не будь у нее столько самоотверженных батюшек, кладущих жизни на сооружение храмов, никакие жертвенные «инвестиции» сами по себе ничего бы не сделали. И уже не только о миссионерстве говорят духовные отцы, но и о вполне конкретной опеке молодежи, одиноких стариков, инвалидов, церковь вытаскивает людей из наркотического омута, дает надежду отчаявшимся... Так что же делать нам, журналистам: не замечать всего этого ради модных ныне толерантности и политкорректности? И в чем же все-таки больше от лукавого, а в чем – от праведного: в том ли, что мы-де просто все равны и вольны (ой ли?!), или в том, что мы равны – перед Богом?..
Я не зову никого идти в храм. Мне этого не дано. Но не могу и молчать – ни профессионально, ни по совести – о том, какая большая и нужная совершается работа, чтобы душа человеческая стала чище, добрее, сильнее.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
