24 тысячи встреч
Письмо было полно отчаяния. «Живем мы вроде бы рядом с краевым центром, а добраться даже до трассы, ведущей в Ставрополь, нет никакой возможности. Приезжайте сами, убедитесь…». Тогдашний редактор «Ставропольской правды» Иван Иосифович Юдин, кандидат в члены крайкома ВКП(б), депутат по тому самому округу, откуда поступила жалоба, позвонил председателю райисполкома (это, если кто не помнит, главный был в районе от советской власти) и пригласил того вместе прокатиться к автору письма. Вскоре они уже ехали по сельской улице, а председатель все допытывался, на что жалуется его избиратель. Добравшись до нужного адреса и выбрав самое глубокое место миргородской лужи, облаченный в специально припасенные для этой поездки охотничьи сапоги, Иван Иосифович, остановив машину, смело шагнул в жидкое месиво и направился к дому автора письма. Сзади в модных штиблетах, пытаясь найти хоть островок сухого места и бесконечно проваливаясь по колено в воду, прыгал районный начальник. Вид у него был жалкий, он теперь прекрасно понимал, зачем его сюда позвали, и не переставая твердил, что, мол, все исправим, примем меры, лужи не будет уже завтра.
Так что не только своими публикациями зарабатывала авторитет у читателей наша газета. Действенность ее выступлений практически приближалась к 100-процентной. А рубрика «Хотя письмо и не опубликовано» тоже ежедневно рассказывала о принятых по сигналам читателей мерах. Газетное слово, да и дело, как в описанном выше случае, приносили пользу как читателям, так и властям, которые видели в своем «органе» действенного помощника в любых начинаниях.
90 лет, которые наша газета будет отмечать в июле 2007 года, это время бесконечной борьбы за справедливость, за отстаивание интересов своих читателей, за честь родного края. Это – юбилей не только «Ставропольской правды» и всех наших подписчиков, это праздник всего Ставрополья. Но есть в газетном деле еще один измеритель стабильности издания. Сегодня как раз тот день, когда в жизни редакции отмечается веха, принадлежащая не только тем, кто сейчас в ней работает, но и многим поколениям наших предшественников, которые отдали газете свои лучшие годы, стремясь ежедневно, а раньше и еженощно, «выдать» к утру свежий номер. Специфично газетный юбилей – 24-тысячный раз лег сегодня на стол читателя свежий выпуск «Ставрополки».
Сколько раз менялась технология производства – от ручного набора переходила на машинный, плоскопечатные агрегаты сменились ротационными комплексами, потом пришел офсет, следом за ним – компьютерное производство. И все эти, можно сказать, революционные перемены на памяти двух-трех поколений. Вот на архивном снимке сводки Совинформбюро о событиях на фронте по радио, облачившись в наушники, принимает Е. Панько, а вот уже Т. Середа пытается до кого-то докричаться под грохот телетайпов… Ныне же информация в абсолютной тишине виртуальными путями поступает к нам через Интернет. И такие перемены повсюду…
Ни уже упоминавшийся главный редактор И. Юдин, сменивший на этом посту первого послевоенного шефа О. Здоровенина, ни их последователи П. Дубинин и А. Попутько и представить не могли такого прогресса газетного дела. Не говоря уже о секретарских мучениках – Л. Попове, Н. Циркеле, В. Мартынове, Г. Калмыкове, А. Маяцком, для которых каждый рабочий день завершался под утро. А рядом с ними трудилась армия газетчиков, которые поистине ради нескольких строчек вынуждены были целыми сутками мотаться по краю.
Вспомним эти имена: заведующие отделами Д. Майданский, К. Ковалев, О. Родионовский, К. Корытов, Л. Махровский, И. Хворостина, П. Федоровский, их подчиненные, так называемые литрабы Н. Беднова, М. Саенко, И. Дедусенко, Н. Островская, И. Кравцов, Л. Булатов, И. Пирогова, Л. Гавриш, собкоры А. Мельников, Л. Лукашевич, К. Богданов, неутомимые фотокоры Н. Шевцов, С. Петросян, А. Евстигнеев, И. Назаров, А. Щекин и многие, многие другие день за днем приближали газету к сегодняшней дате. Уже после Великой Отечественной вышел 10тысячный номер газеты, через сорок (!) лет – 20-тысячный… Они украшают стенды редакционного музея, и память (не говоря уже о пожелтевших подшивках) возвращает этапы этого нелегкого пути газеты. И годы сталинских репрессий, и нелегкое послевоенное время, и расправу над газетой на четвертом пленуме крайкома КПСС – в «болдыревском» 1986-м, и допросы сотрудников редакции после августовского путча 1991 года...
Все пережила газета! Выдержала нападки прямых и косвенных недругов, интриги партийной элиты, под разными предлогами стремящейся подмять под себя издание, сделать его послушным и верным, лижущим сапоги и расшаркивающимся перед каждым инструктором. «Ставрополка» выстояла… Выстоит она и теперь, когда катит новая волна, когда в противовес ей за немалые бюджетные деньги пытаются создать издание гуттаперчевое, как шарик, принимающий любые формы в руках клоуна. Только не остаться бы искусственно созданным новоизобретениям, как тот председатель райисполкома, посредине миргородской лужи, из которой нет другого выхода, как по уши в грязи…