«Я разлюбила демократию…»

29.07.80

Приехала в Вену. И что почувствовала? Свободу? Нет. Свободной была и в России. Свобода – это дар Божий, обязанность, а не право (так, кажется, у Бердяева). Счастье? Но счастливой была и в России, несмотря на бездомность, страшную загруженность, предательство и нервозность.

Почувствовала, что попала в мир формы. Всякий смысл в нем нашел свое выражение, свою благородную оболочку. Вена в первый же день поразила тем, что все вещи здесь спешат понравиться и чем-нибудь услужить человеку. Красота, в которой нет назойливости, но которая тем больше пленяет.

Если в России нам приходилось употреблять слишком много сил на то, чтобы преодолевать тысячи препятствий, связанных с невероятно трудным внешним образом жизни: шум на улицах, давка в транспорте, грубость, очереди и т. д., то здесь соблазн от противоположного – слишком всего много. И если недостаточно твое стремление к Небесам, то навеки станешь рабом земли.

Радостно это открытие западного мира. Душа давно искала красоты и завершенности, она устала видеть болезни, хаос и вечную бесформенность происходящего.

Соблазну Востока и соблазну Запада можно противостоять лишь Духом Святым, животворящим нашу русскую скудость и просветляющим это западное изобилие.

18.02.82

Разлюбила демократию. Зачем она, если закрывает все входы и выходы к трансцендентному, а человека делает плоским, поверхностным плебеем? Какая плебейская молодежь растет на Западе.

Париж

17.08.82

«Что человек желает в юности, то он получает в старости». Эти слова Гете вполне оправдались на мне. Желала, чтобы не было лишнего в жизни, чтобы была только мысль, только внутренняя работа, – имею сейчас. Желала не говорить перед случайными одиночками, а вещать громко, на весь мир, инкарнироваться в поток информации. И это получила. А главное не найдено…

Музей Орсей. У Ван Гога изображена его убогая, скромная комната. Но она, как Божья обитель, парит над миром. Так ярко и звонко. Царским золотом, как троны, покрыты соломенные стулья. Впечатления внешнего мира не нужны – Святой Дух во всем. Особенно там, где бедность и скромность.

Стыдно сознавать, что христианская Европа стала богаче всех стран и материков, всего остального нехристианского мира. И привыкла к богатству, и не умеет с ним расстаться, не умеет даже радоваться ему.

Мать Мария (Скобцова) писала: «Есть два способа жить: совершенно законно и почтенно ходить по суше – мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время верить. Мгновение безверия – и начинаешь тонуть».

Человек склонен в своем лукавстве преуменьшать свои силы. А вместе с тем Богу было гораздо труднее стать человеком, чем нам стать Богом. Русский философ Федоров предложил проект воскрешения мертвых, победы над смертью. Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев считали Федорова своим учителем, сегодняшние же его критики считают эти мысли утопией, смешной и наивной сказкой. На самом деле, истина за Федоровым – нужно помогать Богу в его работе. Смелость Евангелия покоряет.

Кубинский поэт Хорхе Вальс, просидевший 25 лет в тюрьме, на вопрос Папы: «Вы страдали?» – ответил: «Нет. Только Господь страдал; наши страдания ничто перед Его страданиями». Еще он сказал: «Если бы я 5 лет провел в тюрьме, я бы еще мог думать, что осужден невиновно. Но я сидел 25 лет, и знаю, что я виноват».

Татьяны ГОРИЧЕВОЙ