Разделяй и властвуй
На этот вопрос пытались ответить ставропольские ученые и студенты, участвовавшие в состоявшейся на днях в Ставропольском филиале Северо-Кавказской академии государственной службы презентации книги доктора юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации Виктора Черепанова «Федеративная реформа в России». Кстати сказать, презентация прошла в новом здании филиала на проспекте Карла Маркса, где разместится факультет повышения квалификации вуза.
Жанр монографии, то есть труда сугубо ученого и, априори, не самого захватывающего, предполагал сухое изложение фактов и скупое обсуждение. Получилось все наоборот. Возможно, потому, что руководитель Ставропольского центра мониторинга права при ГДСК профессор Черепанов оказался отличным лектором, великолепным собеседником и просто умным человеком – так охарактеризовал его директор филиала СКАГС Юрий Васильев.
Книга, о которой идет речь, далеко не первый труд Виктора Черепанова на эту тему и, по его словам, представляет собой определенный итог научных исследований. Рассматривается наше государство в ней с точки зрения системного анализа, в совокупности плюсов и минусов федеративной реформы, ведущейся с 2000 года. Особое место уделено противоречиям между федеральным центром и регионами.
А они, согласитесь, весьма и весьма весомые. И от этого тема книги, которую можно было бы воспринять как сугубо теоретическую, приобретает практическое значение. Впрочем, как и сама реформа. Ведь от того, как – справедливо и четко – будет разделена государственная власть, зависит благосостояние каждого региона и каждого из нас. А здесь далеко не без проблем. Тенденция последнего времени – сокращение региональной компетенции по многим вопросам совместного ведения.
Взять хотя бы водный налог.Еще недавно он – суммой в 650 миллионов рублей – находился в краевом бюджете. Именно на эти деньги велось укрепление берегов, другие работы. Нынче от налога в крае остался пшик, он весь в федеральном бюджете. А у краевой власти, отвечающей за жизнеобеспечение и безопасность, просто нет средств на них. Подобная ситуация и с лесными ресурсами. По реформе, они стали федеральной собственностью, то есть фактически изъяты с нашей территории и находятся в прямом федеральном управлении. И что делать с этими необеспеченными деньгами федеральными мандатами никто не знает. По сути, делает вывод Виктор Черепанов, можно говорить о ревизии Конституции и ставить вопрос о правомерности таких ограничений. Как и о том, почему Ставрополье, отдавая 10-12 миллиардов рублей в федеральный центр, восемь из них получает в качестве дотаций, субвенций и субсидий. Как бы понятно желание центра выстроить экономически зависимую вертикаль власти. Но это лишает субъект Федерации стимула для развития собственной экономики. И вообще как-то опять в разрез с Конституцией.
Эти, уже не мелкие нарушения основного закона нашей страны, опасны тем, что провоцируют явное и скрытое недовольство регионов. По данным центра мониторинга при ГДСК, восемь из десяти руководителей субъектов законодательных органов Федерации ЮФО - против таких ограничений. Руководство краевой Думы ставило эти вопросы и перед Советом Федерации, и перед представителем президента в ЮФО. Безрезультатно. Воз региональных проблем и ныне там. Там, где это удобно федеральной власти.
Трагедия ли это в масштабах России? Пока нет. Хотя один из факторов уже был упущен. Перед тем как разделять власть, нужно было договориться о принципах разделения. Они не могут устанавливаться только одной стороной, что, собственно, и произошло. Иначе это уже не правила совместной игры и совместной работы, а нечто иное. Нынче опасность этого иного понимают многие. И посему есть целых три модели, как развивать федерализм дальше. Их можно определить как ортодоксальную, революционную и либерально-демократическую. Профессор Черепанов сторонник третьей, более мягкой. Она позволит сохранить и развивать уже сделанное и постепенно вводить необходимые новации.
Предложений, впрочем, хватает уже сейчас. Например, не выравнивать в социально-экономическом развитии регионы, а объединить их. Процесс, кстати, пошел.
Но, скажем, создание 46 регионов, которое предлагается, может обернуться и большой бедой. Представьте, например, что объединились Тюменская область и Ханты-Мансийский национальный округ. Он будет настолько самодостаточным и избыточным, что такому региональному образованию уже ни Федерация, ни федеральный центр окажутся не нужны. В этой связи автор книги «Федеративная реформа в России» весьма скептически относится к кулуарно, но давно и много обсуждающейся идее объединения Ставропольского края и КарачаевоЧеркесии. Ко всем процессам объединения, касающимся межнациональных взаимоотношений, нужно подходить очень бережно, и, по его мнению, для такого объединенного региона еще не пришло время.
На презентации было много вопросов. Их задавали и студенты, и преподаватели, и ученые из других вузов. Выступил и Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, посетовавший на то, что опыт профессора Черепанова в должной мере пока не востребован. А главный вывод и книги, и состоявшегося обсуждения прост и понятен: существующий в России фантомный федерализм нужно превращать в реальный. Это нужно каждому из нас, если мы собираемся жить в демократической России.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
