00:00, 24 ноября 2006 года

Да!

В жизни каждой нации есть свои светлые и темные пятна. Когда президенту Путину во Вьетнаме показали водный кукольный театр, мы, конечно же, восприняли это как светлое событие вьетнамской культуры. А когда у себя на родине мы празднуем 70-летний юбилей Ставропольского кукольного театра, у которого - единственного во всей России (!) - нет своей сцены, своего родного дома, это, уж извините за правду, вроде бы неуместную во время праздничных событий, - не светлое, а темное пятно нашей современной ставропольской истории. Не говорить об этом печальном факте можно лишь в одном случае: если нам абсолютно безразлична судьба детей, живущих в нашем крае. Вот и получается, что юбилей театра – особый повод начать разговор именно с этой темы. Собственно, со страниц «Ставропольской правды» она никогда и не уходила, разве только из социально-культурной проблематики переросла в проблему политической воли руководства города и края. Да и как иначе?

70-летняя история детского театра обязывает к ответственности слишком многих людей.

…Тридцатые годы прошлого столетия. В стране идет массовое открытие государственных кукольных театров. В 1936 году тогда еще в Ворошиловске принято постановление об учреждении театра кукол. Его первым директором и художественным руководителем становится Т. Григорович, определивший и репертуар театра. Русская классика и русская волшебная сказка призваны были вселить в детскую душу чувства Родины, справедливости и добра. «Каштанка», «Иван-царевич», «Терем-теремок», «Сказка о мертвой царевне»… Любое из названий – символ нашего детства. А потом началась война. Со всей страной Ставропольский кукольный делит ее горести и тяжкие испытания. Деятельность театра не прекращается, и актеры с куклами (сегодня это трудно вообразить) выезжают в военные госпитали и на передовую. В перерывах между боями они поднимают дух солдат, таких же молодых, как и сами актеры. Особой любовью пользовались тогда спектакли «Фашисты в лесу», «Метелица» и большое театральное обозрение «Боевой Петрушка», в котором главную роль исполняла А. Бут-Кузнецова.

И все-таки в 1956 году театр формально пришлось закрыть - слишком трудным было послевоенное экономическое положение. Однако бригада актеров-кукольников продолжала работать при Ставропольской филармонии и разъезжать по всему краю. Только спустя почти десять лет произошло второе официальное рождение театра – в 1965 году. Возглавил его режиссер С. Уралов, труппу составили выпускники Горьковского театрального училища. В это же время в театр приехали опытные актеры Л. Дросман и Р. Свиридов, который в 70-80-е годы становится его главным режиссером. Заслуженным артистом России стал их ученик М. Михайлов.

Театр обращается к героической теме и ставит спектакль «Фронт над облаками» по поэме ставропольского поэта А. Екимцева. В разные годы в кукольном работали талантливые художники И. Вавилин, Т. Жукова, А. Ропотова, С. Швец и другие; талантливые режиссеры Ю. Фридман, А. Окуньков, Г. Виржак, Ю. Остромухов – список можно продолжить. Группа выпускников Саратовского театрального училища, приехавшая работать в наш кукольный театр, давно превратилась в команду опытных мастеров сцены: это заслуженная артистка России Т. Стукачева, актеры Р. Темниханов, Л. Щербакова, С. Гниденко, В. Грищенко. Гордится театр и своими ведущими актерами, выпускниками Ярославского театрального института А. Куликовым и Е. Куликовой. И актерами среднего поколения И. Ниловой, И. Агарковым, Е. Колбас, Л. Свиридовой. И, конечно, - совсем молодыми выпускниками Ставропольского краевого училища искусств.

В настоящее время Ставропольский театр кукол, в котором работают 16 актеров, возглавляет режиссер Григорий Гольдман. Маленькие театралы знают его постановки «Кошкин дом», «Три поросенка», «Вишневый сад», «Живая вода» - всего в репертуаре 25 названий.

- Так вот мы и живем все 70 лет, - подытожила свой рассказ завлит театра Ирина Темниханова, - стабильный коллектив, достойные актерские работы, активное участие театра в жизни города и края, но…

С этого печального «НО» и начался наш разговор о юбилее театра, живущего в доме, которого нет.

Формально театр вот уже двадцать лет располагается в аварийном здании бывшего Дома пионеров на проспекте Октябрьской революции в Ставрополе. Нахождение в нем опасно для жизни, и потому спектакли здесь не проводятся. С весны театр берет в аренду зал Дома офицеров, выступает в маленьких зальчиках детских садов, гастролирует по всему краю, чтобы жить и работать, не угасать. Но… Если бы только речь шла об отдельном взятом театральном коллективе. Вероятно, ставропольские власти всех уровней именно так эту проблему и видят. А ведь говорить следует о сотнях тысяч детей, остро нуждающихся в физически и духовно здоровом детстве. На словах это, конечно, понимают все, хотя реальность говорит о противоположном. По всему краю разбросаны игровые автоматы, компьютерные клубы, дискотеки. В личном пользовании у ребят собственные компьютеры. Школа, библиотеки – это теперь тоже прежде всего компьютеры, Интернет, медиатеки. И всего один на весь край живой (!) творческий организм – краевой театр кукол.

Воздействию игр, забав и развлечений, связанных с компьютерной анимацией, присущ эффект зомби, управляемого чужим сознанием. Компьютерная техника в своей картине мира размывает грань между живой и неживой жизнью. Отсюда у современных пользователей эта магическая сверхчувствительность, граничащая с неврозом. Если кто-то хочет, чтобы наши дети и внуки были похожими на Майкла Джексона (а это современный прообраз компьютерного человека), тогда кукольный театр нам действительно не нужен. Но если мы понимаем, что игра выражает природу культуры и является самой сутью детства, мы не останемся равнодушными к судьбе детского театра. Почему, к примеру, в Японии, Китае, Южной Корее, ФРГ либеральные реформы прошли довольно успешно? Нигде в ходе перемен не ставилось целью сменить тип цивилизации, все жизненное устройство. Не хочется делать «странные» выводы, но история с кукольным театром слишком красноречива. Украсть «социальные» миллиарды – на это деньги в стране находятся, а вот вложить их в детей… денег нет.

И все-таки ничто не может отменить честно заработанный театральный праздник. 70 лет – цифра знаковая. 50 лет жизни в одном государстве, 20 – в другом. Но дети, как прежде, так и теперь одинаково патриотичны и с неподдельной верой в чудо сопереживают добрым умным героям. Это значит, что у театра есть сила, заключенная в тысячелетней культуре России, в ее сказках и классике, в ее неумирающих традициях. Да, сегодня театру плохо, и на фасаде его мрачного разрушенного здания впору вешать плакат: «Все ушли на фронт», но начинается спектакль – и все вокруг оживает. «Дети! – так и хочется спросить их. - Вам нужен уютный красивый собственный детский театр?», «Да!» - мощным хором звучит их ответ, и многоголосое эхо разносится по всей российской земле.