Чума на трассах
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в мире гибнут 1,2 млн. человек, десятки миллионов получают травмы. Отмечено, что в странах с низким уровнем дохода смертность на дорогах значительно выше, чем в развитых странах. Так, в США за последние 20 лет число погибших в ДТП год от года снижается. В России, напротив, ежегодно на дорогах умирает население целого города.
Как гласит история, первой в мире жертвой ДТП стала англичанка Бриджет Дрисколл. 17 августа 1896 года она с дочкой переходила улицу в Лондоне и была сбита автомобилем, который, по свидетельству очевидцев, несся на «сумасшедшей скорости» в 6,4 километра в час. Слушания дела длились полгода, и суд вынес вердикт, что смерть «была случайной”. Обвинение водителю так и не было предъявлено, поскольку никаких правил дорожного движения на тот момент не существовало. Судя по ситуации на российских, в том числе и ставропольских, трассах, в головах многих участников дорожного движения правила «отсутствуют» и по сей день.
- За десять месяцев текущего года на территории края зарегистрировано 2397 дорожно-транспортных происшествий, - рассказал начальник УГИБДД ГУВД СК Борис Булгаков. - Погибли 415, ранены 3087 человек. Среди них есть дети – 14 погибших и 304 раненых. К великому сожалению, эта страшная статистика увеличивается с каждым днем. Взять хотя бы прошлые выходные, ставшие поистине черными датами – в двух авариях, произошедших на территории Шпаковского и Грачевского районов, тогда погибли 11 человек, двое из которых маленькие дети.
Именно дети по-прежнему остаются самым уязвимым звеном в системе безопасности на дорогах. Поэтому на Ставрополье большое количество сельских школ получили школьные автобусы – по выкладкам специалистов, дети, добирающиеся в учебное заведение и обратно на спецтранспорте, подвержены гораздо меньшему риску попасть в ДТП, чем их пешие товарищи. Однако вопреки закону диалектики, количество не всегда переходит в качество, отмечает начальник управления государственного автодорожного надзора по краю Василий Ленков.
- Нашими специалистами в этом году были проверены школьные автобусы 101 общеобразовательного учреждения, - говорит он. - Выявлено 387 грубых нарушений требований по обеспечению безопасной перевозки. Директора школ, как всегда, списывают нарушения на недостаточное финансирование. Но многие из них даже не пытались устранить недостатки, и сделали это только после административного воздействия. Только по счастливой случайности в этом году не было ДТП с участием школьных автобусов.
Особая «головная боль» - нетрезвые за рулем. Только «благодаря» любителям пропустить перед поездкой рюмку в крае в этом году произошло 161 ДТП, унесшее жизни 28 и здоровье 226 человек.
- В Объединенных Арабских Эмиратах пьяному водителю придется отсидеть 30 дней в тюрьме, заплатить огромный денежный штраф и подвергнуться публичной порке. У нас же пока наказание одно - лишение водительских прав, - сетует Б. Булгаков.
Меж тем в России пьянство за рулем в последние годы приняло размеры настоящего национального бедствия. Неэффективность административных наказаний для водителей «под мухой» наконец-то заметили на самых верхах вертикали власти. До конца нынешнего года планируется внести в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность введения уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде.