00:00, 17 ноября 2006 года

Елена Максимова: Я хочу работать в России!

По приглашению Ставропольской государственной краевой филармонии солистка Московского музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко приехала на сей раз не в составе фестивального десанта москвичей, а одна. Она привезла нашей публике свой, если можно так сказать, личный репертуар. Не боясь впасть в хвалебный тон, берусь утверждать: этот концерт стал для Ставрополя событием огромного культурного значения. А имя Елены Максимовой совсем скоро, уверена, будет греметь в музыкальном мире (ей ведь еще нет и тридцати). И мы тогда будем гордиться тем, что, будучи восходящей звездой, она подарила нам этот поистине волшебный вечер.

Мы встретились с ней незадолго до концерта. И когда я выразила удивление по поводу смелого приезда молодой и яркой звезды в провинцию - сейчас вроде бы это не очень модно? – Елена с улыбкой покачала головой:

- Ну что вы, какая звезда, я еще только-только начинаю свой путь… А ехала в Ставрополь вполне осознанно. Я считаю, что это мой долг. Потому что сейчас, к сожалению, молодое поколение далеко отошло от оперного музыкального искусства, от классической музыки. И мы, молодые музыканты, должны ездить и продвигать наши убеждения, нашу культуру. Если мы этого не будем делать, кто потом придет слушать эту музыку? Никто. А ведь Россия богатейшая страна на таланты. Таких красивых голосов, если брать оперное искусство, больше нет нигде в мире. Ну может быть, только на Украине еще…

- Многие говорят о том, что молодежь «запущена» в музыкальном отношении, от незнания ею классики.

- Так и есть, - горячо соглашается собеседница. - В принципе в музыке остаются ведь в основном лишь дети музыкантов. А сколько талантов просто не подозревают, что они таланты, и занимаются совсем другим делом, потому что в свое время они как-то обошли эту музыку…

* * *

Не секрет, что молодежь сегодня в основном привлекает попса. Причем известно, какого качества. Конечно, право на существование имеет любое музыкальное направление, но ведь налицо явный перекос. Елена, человек из мира оперы, тем не менее отдает должное эстраде: развлекательная музыка - тоже музыка, просто другого рода. Эта музыка обычно не живет так долго, как классика, год-два какое-то произведение существует, но очень быстро умирает, уходит. А классическая музыка долговечна.

Путь самой Максимовой в искусство начался традиционно: с детской музыкальной школы в родной Перми. Правда, родители хотели, чтобы она стала юристом. Но, как считает Елена, ей попались очень хорошие педагоги, оценившие ее вокальные данные и настойчиво убеждавшие сомневающуюся в себе девушку: у тебя талант, надо его развивать. Посмотри, говорили они, сколько вокруг таких, кто пытается даже без особых данных заниматься вокалом. И все же она пошла в музыкальное училище сначала на отделение дирижирования. А там были часы вокала, и уже там опять благодаря педагогам судьба была решена. Людмила Михайловна Сырвачева просто «гнала» ее учиться далее – в столицу!

Словом, юриста из нее не получилось, и слава богу! Сколько их у нас сегодня... А вот певиц – по пальцам перечесть. На счастье своих нынешних многочисленных почитателей, Елена Максимова успешно с первого захода поступила в Московскую консерваторию (хотя на 15 мест было 350 претендентов!). А через два года, еще студенткой, пришла на прослушивание в свой теперь родной театр, увидев объявление о наборе стажеров.

- В нашем театре очень любят молодежь, много делают экспериментальных постановок, наш худрук Александр Борисович Титтель не любит оперу в старом ее понимании: у него обязательно должно быть действо, он создает спектакль с хорошо обученными актерами, а не только певцами.

В театре Станиславского Елена уже спела все, что ей хотелось. Счастливое начало! Ей интересно здесь, потому что каждая новая постановка – это новые оригинальные задумки, это постоянная работа не покладая рук. С 2005 года начала выезжать за рубеж, и сразу – признание в Европе.

- В Мюнхенской опере меня как-то сразу схватили и никуда не отпустили! - смеется Лена. - Дебютировала в «Риголетто», а потом пела в «Мадам Баттерфляй». У меня сейчас и там много планов. В этом сезоне буду петь Кармен в Мюнхене, через год предполагается постановка «Евгения Онегина» с маэстро Нагано из Японии, одним из самых видных сегодня в мировой опере.

Молодую исполнительницу все чаще приглашают на самые престижные фестивали. С восторгом вспоминает Елена свой первый опыт выступления на открытой площадке древнего, еще римлянами построенного цирка в Аспентосе, неподалеку от знаменитой Анталии. Поначалу переживала, как будет звучать голос. А оказалось, что звук там словно летит через весь огромный «зал» вместимостью 2000 человек, и никаких микрофонов!

- Вам никогда не говорили, что на сцене вы напоминаете Елену Образцову, - спросила я гостью.

- Доводилось слышать, что меня прочат во «вторые Образцовы». И мне это очень приятно, хотя сейчас я только пытаюсь достичь уровня, которого добилась Елена Васильевна. Это певица, которая очень много работала над собой, и иметь ее образцом для подражания почетно. Она меня приглашает выступать на открытиях ее конкурсов, и я с удовольствием участвую. Мне приятно с ней встречаться на одних площадках, наблюдать, как она работает, как движется, как дышит на сцене.

Взяв пример у старшего поколения отечественных звезд, Елена Максимова не щадит себя в работе. У нее очень жесткий график репетиций, выступлений, постоянные разъезды. Вот и в Ставрополь прилетела утром, днем репетировала с оркестром, вечером – сольный концерт на сцене филармонии, а на следующее утро – снова в самолет до Москвы, прямо из аэропорта - на репетиции готовящейся премьеры «Травиаты» Верди.

Собираясь выступить в Ставрополе, Елена сразу для себя определила те вещи, которые хотела бы исполнить здесь. Например, частушки Варвары из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», за которые получила приз зрительских симпатий на Международном конкурсе. Кстати, и ставропольская публика именно за этот номер буквально усыпала певицу цветами.

- Практика сольных концертов для меня внове, - призналась Елена. - Петь на спектаклях это одно, а свой целый концерт – совсем другое. Это как моноспектакль, и ответственности больше, и намного труднее физически и морально.

Максимова блестяще провела всю богатую разнообразием программу ставропольского выступления: то мы видели ее Полиной из «Пиковой дамы», то – Ольгой из «Евгения Онегина», то Розиной из «Севильского цирюльника»... Такие разные образы, такие сложные партии, и в каждой певица находила свои выразительные грани, а зал не переставал восхищаться и великолепным голосом, и неподражаемым артистизмом, и пронзительной искренностью интонаций.

Наверное, поколению предшественников Максимовой, таких, как Образцова, в чем-то было проще работать: в одном театре, в спокойном режиме. А тут и Московская опера, и Мюнхенская, и Мариинка в Петербурге, где Максимова в прошлом году спела Кармен. Не возникает ли желания совсем, как многие другие, уехать в Европу?

- Мне предлагали остаться в Дрезденской опере, но я еще не настолько научена и не настолько определилась в жизни, чтобы куда-то уезжать. Мой педагог в Москве, у меня там хорошая работа, которая мне нравится. В Европе стараюсь выступить на контрактной основе. Мне повезло, что Мюнхен-ская опера меня понимает, ценит, любит и приглашает на новые постановки... Но с Россией терять связи не буду. Я хочу работать в России. Даже находясь один-два месяца за рубежом, чувствую - тянет на Родину. Корни мои в России.

Признаться, приятно слышать такие слова от молодой преуспевающей певицы. А то последние лет 15-20 только и видим, как все – лучшие! – уезжают, уезжают и уезжают... Елене вполне хватает поездок по миру, тем более что путешествовать она очень любит. Радуется возможности знакомиться с новыми людьми, что-то брать у них. Особенно интересно сотрудничать с разными оркестрами: это и обмен опытом, и отличная школа. Понравился ей и наш симфонический оркестр филармонии, что тоже было приятно услышать, поскольку коллектив этот не так давно обрел высокий статус симфонического.

- Отличные музыканты! - сказала Елена. - Очень внимательные, если меня что-то не удовлетворяет, я прошу прощения у дирижера и обращаюсь прямо к музыкантам с просьбой сделать так-то, и они всегда идут навстречу. Ваши музыканты - настоящие профессионалы. И еще, по-моему, для них полезно, чтобы приезжали вот такие, как я и что-то от них требовали. Это здорово мобилизует!

Предстоящую зиму Максимова собирается посвятить прежде всего работе над новой постановкой «Евгения Онегина» во француз-ском Лионе. Франция и «Евгений Онегин»? Зачем им это надо, удивляюсь.

- Что вы! Европейцы обожают русскую оперу, русскую музыку! - восклицает Елена. - Третий год подряд они работают над своеобразной трилогией: был «Мазепа», теперь «Евгений Онегин», следующей будет «Пиковая дама», там я тоже участвую. А ставит все это замечательный Питер Штайн. И я в ожидании встречи с этим великим режиссером! Приятно работать с людьми, которые много знают в музыке и от которых можно все время что-то брать.

Интересно, а публика европейская сильно отличается от нашей? Лена охотно удовлетворяет мое любопытство:

- Там публика очень просвещена. Кроме того, там воспринимают театр, оперу в частности, как что-то высшее. Для них вечер, проведенный в опере, – особый. Они к нему готовятся, красиво одеваются... Но! Если что не понравилось – освищут тут же! Я это наблюдала на постановке «Риголетто», в которой там дебютировала. Спектакль ставила очень известная режиссер Дорис Дорье, сделавшая его в духе «Планеты обезьян» - у нее все действующие лица были обезьяны! Только два человеческих лица – Джильда и Риголетто, которые в... скафандрах прилетели на планету... Ужас! Нам, артистам, зал похлопал, покричал «браво», но как только вышла Дорис, начали свистеть и кидаться бананами! Для меня это был шок... То есть зритель понимает, что актеры – певцы, которых наняли, поставили условие, как мы должны работать в данной постановке. А вот когда вышел режиссер... Я не ожидала такого, потому что наша публика так не может. Наши посожалеют, скажут: «Ну ладно, что там!» и все.

Вообще-то, наверно это по-своему справедливо, однако такое сравнение в пользу российской публики тоже как-то немного согрело.

Что, кроме музыки и работы, есть в жизни певицы? И на этот вопрос Елена отвечает в своем духе:

- Моя работа и есть мое хобби, мое увлечение, мое все! Если появляется свободное время, люблю находиться дома, я вообще-то домашний человек, а приходится столько ездить. - Помолчав, добавляет совсем уж неожиданное: - Люблю вышивать и иногда вышиваю крестиком! А так все время работа и работа. Пока мне это нравится, я буду этим заниматься.