Династия крупным планом
Профессия милиционера всегда была овеяна неким романтическим ореолом. Взять хотя бы популярный сериал «про ментов». Вы думаете, у нас нет своих Лариных, Дукалисов, Волковых? Есть. Даже целые династии! Просто они о себе рассказывать не любят. А милицейские династии - особый разговор, потому что потомки осознанно продолжают дело своих предков, с младых ногтей зная, какие трудности и испытания им предстоит преодолеть.
Милицейская история семьи Касаркиных, длинная, как все незаконченные рассказы, началась еще в 30-х годах прошлого века, когда в ряды правоохранителей пришел Иван Касаркин. Перед самой Великой Отечественной войной уроженца Дона судьба забросила в Армению, где он начал службу в отделении милиции. После войны, окончив Пятигорскую школу милиции, два года отработал участковым в краевом центре. И еще 33 – «анискиным» во многих населенных пунктах Изобильненского района. Свой ежедневный «человекопробег» Иван Касаркин не считал – сколько стежек-дорожек за день «наматывает» участковый при обходе своей территории, не сумеет вычислить даже суперсовременный компьютер. Но до сих пор 90-летний Иван Антонович может пройти несколько километров пешком без особого труда. И авторитет у ветерана до сих пор непререкаемый – завидев на горизонте «деда Косару», деревенское хулиганье предпочитает убраться подобру-поздорову.
В 70-х годах прошлого столетия Иван Касаркин ушел на заслуженный отдых со спокойной душой – его «эстафетную палочку» по охране правопорядка принял сын Анатолий, дослужившийся нынче до звания полковника. Сейчас отца и деда на боевом посту сменила «младшая ветвь генеалогического милицейского древа» Касаркиных - Олег и Дмитрий. И если 22-летний Дмитрий, который только что закончил институт и работает на своем первом правоохранительном поприще в качестве участкового, то милицейский стаж старшего брата Олега, ныне несущего службу в отделении уголовного розыска Промышленного РОВД Ставрополя, уже насчитывает добрый десяток лет.
Пробовали ли вы когда-нибудь разговорить опера, заставить его отчитаться о своих профессиональных успехах и победах? И не пытайтесь – пустой номер. О громких раскрытиях преступлений, опасных задержаниях бандитов он в лучшем случае скажет: «Да обычная рутина». Но за этими словами стоят десятки спасенных человеческих жизней, сотни неполоманных судеб и столько же не избежавших наказания нелюдей. Гораздо больше, чем он сам, о нем могут рассказать его товарищи и начальство.
- Олега я знаю давно, еще по совместной работе в управлении в отделе по борьбе с организованной преступностью, - говорит начальник Промышленного РОВД Ставрополя Яков Кончевский. – И, возглавив райотдел, был приятно удивлен, узнав, что в числе моих подчиненных - Касаркин. Сейчас Олег руководит самым сложным отделением района – Юго-Западным. Очень добросовестный, грамотный, дисциплинированный, исполнительный парень. На его счету многие десятки раскрытых преступлений. Юго-Западный район в криминогенном плане очень сложный: это ежедневные грабежи, кражи, мошенничества, драки, случаются и убийства. «Курировать» такую территорию может только настоящий мужчина, профессионал.
Сказать, что с младенчества никем, кроме сотрудника милиции, Олег себя не представлял, нельзя. Была мечта стать профессиональным спортсменом, грезились высокие достижения, громкие победы. Благо почва для потенциальных олимпийских побед была серьезная – с детства Олег серьезно относился к физической подготовке, учился в специализированном спортивном классе. Потом уже, лет в 17, спортивная карьера потускнела в глазах юноши, с непреодолимой силой захотелось милицейской романтики. Служебные истории деда, отца, друзей семьи, которые вместо сказок на ночь рассказывали Олегу и Диме, не могли не сыграть своей роли. Как и холодная сталь отцовского пистолета, золотые звездочки на его погонах, его дежурства, вечно прокуренный кабинет, лица людей, которые говорят ему «спасибо», и глубокая убежденность, что он вершит добро.
- Значительно позже пришло осознание ответственности, опасности, сложности и неромантичности профессии, - говорит Олег. - Но именно то юношеское непосредственное чувство, до боли щемящее в груди, заставило сделать свой выбор.
Вместо спортфака Олег подал документы в Ставропольский филиал Московского юридического института МВД РФ. Окончив его в 1996 году с красным дипломом, он поступил на службу в Ленинский РОВД Ставрополя. И если свое первое раскрытое преступление майор Касаркин за давностью лет и обилием последующих дел вспомнить не может, то образы первых «учителей» в его памяти запечатлелись навсегда.
- Тогда Ленинский РОВД возглавлял нынешний начальник УВД на КМВ Владимир Силантьев, а начальником криминальной милиции был теперешний шеф управления уголовного розыска ГУВД края Александр Сидоренко. Им я очень благодарен за профессиональную школу, за опыт, которым они со мной, «новобранцем», щедро делились.
Рабочий день опера не нормирован, служба, можно сказать, круглосуточная. Наша встреча с Олегом Касаркиным состоялась поздним вечером, когда трудовой день у большинства граждан уже давным-давно закончен. Но не у сотрудников милиции: все время, пока длилась наша беседа, в кабинет майора кто-то заглядывал, о чем-то советовался, да и сам Касаркин нетерпеливо поглядывал на часы. В общем, да простят меня за штамп: пусть за окном темная ночь, у оперов будни в самом разгаре.