00:00, 3 ноября 2006 года

Таня всегда ждет маму

Сертификат

Переулок Подлесный в Надзорном. Дом, одну из квартир которого занимала семья Лихачевых, после июньского наводнения 2002 года комиссия Госстроя сочла пригодным для проживания. Но разрушения были настолько очевидны, что спустя несколько месяцев комиссия по жалобам жильцов вновь осмотрела дом и признала все квартиры в нем непригодными. Так семья Лихачевых получила сертификат на покупку жилья.

Папа Михаил, мама Наталья и дочь Лена. Им не удалось самостоятельно решить проблему жилья и разобраться во всех тонкостях юридического оформления бумаг, которых, кстати сказать, нужно было подготовить ой как много! И семье Лихачевых подсказали «умные» люди обратиться к профессионалам-юристам, очень предприимчивым людям. Те «обналичили» сертификат и, взяв приличную сумму за услуги, выдали на руки Лихачевым «живые» деньги. Семья занялась поисками жилья и лучшей жизни за пределами Надзорного…

Возвращение

Они возвратились в село, так и не найдя лучшего места. Семьи уже не было. Михаил и Наталья стали жить врозь. Он вернулся в свою квартиру «под снос», она подыскала себе домик «под снос». Их дочь Лена решила вернуться к отцу.

Жизнь у нее не задалась. Она одна воспитывает дочь Танюшку.

Парадокс в том, что они так и остались прописанными в доме «под снос». Все трое. Кроме маленькой Тани. Ей, можно сказать, так и не удалось стать полноправной гражданкой России. Прописать ее в доме, который официально отнесен к разряду непригодных для проживания, нельзя, хотя мать и дедушка с бабушкой прописаны. Так она и живет – без прописки, доставляя головную боль администрации села и своей родной матери. Советовали прописать к чужим людям. Да кто же захочет, даже за деньги?

Проблема

Лена работает в Надзорненском лесхозе. О ней там отзываются положительно. Старается. Прогулов нет. Ее заработная плата плюс пособие на ребенка едва равняются 2000 рублей. И это – на двоих! Денег едва-едва хватает на жизнь. А достойную ли?

Семья на особом счету в администрации села Надзорного: относится к разряду неблагополучных. Дом на Подлесном систематически посещается административной комиссией. Замечаний в адрес Лены много. Основное – ребенок неухожен, в доме не хватает продуктов питания, бывает грязно. Таня нуждается в хорошем присмотре и уходе. Выход видится только один: лишить Лену родительских прав и передать ребенка в детский дом.

Лена

Смысл ее жизни – дочь Таня. Лена показала мне детские фотографии, и на них ее дочь. Играет, смеется, гуляет… В платьях, в трусиках, в зимней шубке…

Жизнь у Лены в Ставрополе не сложилась. Снимала квартиру. А однажды, вернувшись, с ужасом увидела, что украдены вещи… Отец ребенка не уделяет никакого внимания ни Лене, ни Тане. Здоровье Лены оставляет желать лучшего. И сама она похожа на испуганного зайчонка, которого хотят поймать. Худенькая. Смотрит жалостными глазами…

Но беды свои не перекладывает на плечи государства. Хочет одного – чтобы ее Танюшка была с ней. Она заботится о ней, как может. Стирает. Готовит. Часто девочка ходит по комнате босиком, но не потому, что нет обуви, а потому, что в детстве и сама Лена точно так же ходила.

Танюшка

Хорошенькая девочка, полненькая, доверчиво смотрит в мир своими большими глазами. Она посещает садик. Воспитательница Ирина Николаевна Наборщикова отмечает, что Таня любит играть одна, немного сторонится детей. Может, подсознательно чувствует разницу между собой и детьми из благополучных семей. Да и не все родители в восторге от такой подружки для своих детей: «Не пара…»

Таня всегда ждет свою маму. Я видела, как она, раскрыв ручонки, бежала к маме, пришедшей в садик. Обхватив за шею, прижималась крепко-крепко. Чтоб не отняли?

Они хотят семью

В районной газете «Звезда Прикубанья» публикуются фотографии ребят, воспитанников Балахоновского детского дома. Краткое описание: цвет глаз, характер… Здесь им очень хорошо: красивые игрушки, мебель, игры, одежда, питание. Но детям нужны родители, они хотят в семьи. Каждый ребенок, попавший в детский дом, когда-то имел биологических родителей. Потом по воле судьбы у одних они умерли, у других – лишены родительских прав…

Как знать, может, через несколько месяцев или через несколько лет появится таким же образом и фотография Танюшки. И будет обращение директора детского дома с просьбой удочерить или взять на опеку девочку с красивыми глазами? Лучше бы этого не было! Все зависит от Лены. Но только ли от нее?

Домой

…В. Фролова дозвонилась до депутата Надзорненского сельского совета А. Жердева. Лесничий А. Катков выделил бензин для машины – и наших героинь привезли в село. Но у этой истории нет пока конца…

М. ПАНФЕРОВА