То, что сейчас

Персональная выставка молодых ставропольских художников-дизайнеров Анатолия Потапова и Александра Нерсесянца, открывшаяся в Ставропольском краевом Доме народного творчества, интригует уже своим названием: «Скважина-2». Несомненно, заходя в зал, посетитель подспудно ожидает чего-то нестандартного. Что же представили авторы на его суд?

«Скважина-2» оставляет ощущение незавершенности, стойкое чувство, что что-то скрыто от зрительского глаза. Ставит твердое многоточие, давая понять, что все остальное – там, в глубинах подсознания, или… на поверхности самых примитивных ощущений.

Пожалуй, все на свете можно стократ усложнить или упростить. К выставленным работам Потапова и Нерсесянца применимо понятие контраста: вот тонкие, недосказанные, выстроенные наитием и вдохновением фотоработы Анатолия и – в противовес им – конструктивизм, подчеркнутая строгость в линиях кресел, выполненных Александром. Вот дерзкие, вызывающие эпатажные очертания и переходы тонов аппликативной графики Потапова, а рядом – этнические светильники Нерсесянца: мягкий, вкрадчивый свет экзотики.

К открытию выставки авторами был разработан интерьер зала: появился подиум, задрапированный черной тканью, сооружен навесной сетчатый потолок, ниспадающий в центре роскошным «хвостом». Предметы интерьера, предоставленные А. Нерсесянцем, и красно-желтый свет в зале сделали помещение более уютным.

– Для нас было важно настроить зрителя на восприятие работ в интерьере, – объяснили авторы. – Ведь все представленное нами: мебель, светильники, фотоработы, графика, – только подчеркивает тот или иной стиль, направление в дизайне. А главная цель этой вы-ставки – просто поднять людям настроение.

Они, по их словам, часто спорят, не соглашаются друг с другом, но все-таки приходят к обоюдному приемлемому результату. Оба художника работают по вдохновению и не переносят длительных раздумий на пути к себе в искусстве. Истинное то, что сейчас, – считают они. А вот сроки выполнения работ по вдохновению все же разные. Здесь в свои права вступает технология. Если Потапов может сделать готовую работу за несколько дней, то дерево, с которым работает Нерсесянц, требует большего терпения, особенно учитывая объем и многодетальность каждой вещи.

– Дерево, – улыбается Александр, – оно живое и ведет себя по-разному, удивляет. Надо чувствовать его структуру, волокна. Для меня высшее искусство обработки древесины за-ключается не в тонкой резке, не в мелочах украшений или росписи. Дерево само по себе красиво. Однажды я увидел, как мастер из Голландии, работая бензопилой, создавал бесподобные формы. Я был восхищен! В этом мастерство: увидеть суть, скрытую в обычном бревне, в прелой доске, суметь подчеркнуть красоту, данную природой, – без ухищрений. К этому стремлюсь.

Оба – выпускники Ставропольского художественного училища. Александр своим опытом успешно делится с учениками, не первый год преподает в альма-матер курс художественной обработки дерева. Анатолий же профессионально занимается рекламой. Это вторая их совместная выставка.

– Меня всегда привлекало в искусстве некое декоративное графическое пятно, – признается Анатолий. – Нравились не-определенные вещи с «замесами» опосредованного, например, если это фото – то черно-белое: ничего лишнего, свет – тень – все концентрируется на смысле. Если графика, аппликация, то на первый план выступают чувства, колорит красок. И высшая цель восприятия – красота.

Надо заметить, что к каждой из представленных работ у А. Потапова нашлась стихотворная подпись. Не раз случалось, по его словам, и так, что стихи становились первопричиной фотосъемок, поиска другой формы самовыражения.

Стихотворные отрывки, сопровождаюшие визуальные работы Потапова, отмечаются посетителями «Скважины-2». Вот мнение преподавателя Ставропольского госуниверситета Людмилы Дударевой, выступившей на открытии выставки в качестве барда:

– Творчество Анатолия мне напомнило работы Чюрлениса. На мой взгляд, стихи придают изображениям новый смысл, направляют чувства в русло ощущений автора.

Конечно, для участников любого вернисажа важно мнение посетителей. Открываю книгу отзывов, и в десятке страниц добрых слов словно вспыхивает одна фраза: «Серая жизнь в ярких красках». Возможно, это самое нелогичное, но и самое точное определение всего увиденного.