00:00, 26 октября 2006 года

Мать дважды подарила жизнь

Голод был страшным, - говорит Ольга Борисовна Селиванова. - В селе Надзорном не было двора, где кто-то не умер бы. Власть не думала о людях. По приказу свыше опустошала погреба и закрома. И ничего нельзя было сделать. Пойдешь против власти - сам погибнешь. Или пропадешь без вести... Есть в нашем селе место, где захоронено более 70 детей. Малютки. Им бы жить да жить... Каждый день их собирали по селу и вывозили, чтобы похоронить. В конце девяностых годов на место захоронения детей верующие пригласили священника, который прочитал здесь молитвы за упокой их души.

А вот односельчанину моей собеседницы – Александру Филипповичу Колосову, можно сказать, повезло: по счастливому для него стечению обстоятельств он буквально был извлечен из когтей смерти. Спасла его родная мать.

В 1933 году маленькому Саше было всего два года. Весь урожай был вывезен для выполнения важной продовольственной программы. Но жители села Надзорного, хотя и были обречены на медленную и голодную смерть, продолжали работать. Матери приводили своих детей в садик, там за ними присматривали воспитатели. А вот кормить детишек было нечем. Каждый день от ворот детских домов и садика отъезжала телега, нагруженная детскими телами.

- Мать принесла меня в садик, а сама на работу ушла, - рассказывает Александр Филиппович. - А когда за мной вернулась, то ей и говорят: «Сын твой умер. Лежит вместе с мертвецами, завтра хоронить будут». Мать не поверила, побежала в подвал, куда тела складывали. И вытащила меня, еще живого, но обессиленного - и от голода, и от слез, и от боли. Руку мне повредили, когда в подвал бросили, так я на всю жизнь калекой, считай, и остался. Забрала меня мать домой, выходила. А как я в тот подвал попал, к мертвецам, уже точно и не скажу: маленький был. Может, сознание от голода потерял, а может, еще как... Главное, что жизнь мне мать второй раз подарила.

...В настоящее время А. Колосов живет в селе Надзорном, в доме, определенном комиссией Госстроя после наводнения в 2002 году под снос. Уезжать из родных мест, однако, не хочет:

- Дали мне сертификат на покупку. Сын мой Николай занимался всеми этими бумагами. Он и купил жилье в селе Кочубеевском, но я туда не поехал. В Надзорном я родился, вырос, женился. А потом... двух детей схоронил, жену... Куда мне на старости лет ехать? Буду здесь век доживать.

- А если бульдозер подгонят и дом с землей сровняют? Что тогда?

- Надеюсь, такого не будет. Дом я отремонтировал, здесь прописан. Неужели власть это не учтет? Ведь она должна считаться с нами, стариками.

М. ПАНФЕРОВА