Из Батуми с любовью
Когда все новостные программы начинались именно с этих известий, а смотреть на все это становилось все более и более безрадостно. Именно тогда откуда-то из глубин душевных возникло желание поговорить со студенческим другом Валерой Чхартишвили. Начал разбирать свои старинные записные книжки. И ведь точно помню: давал он мне свой домашний телефон и адрес. И перезванивались мы. И он много раз приглашал в гости. Только как давно это было! Еще в конце 80-х, при бывшем Союзе. В общем, после почти археологических раскопок в старых чемоданах и сумках удалось раздобыть всего одну страничку в пожелтевшей записной книжке: «Валико. Батуми, улица Эристави, 6. Жду». Без телефона. И что мне с этим было делать?
Между тем даже какой-то азарт появился. А вот все равно, думаю, узнаю - где он, что с ним. Дозвонюсь и спрошу: Валера, за что вы нас, русских, теперь так не любите? Все-таки пять лет, прожитых вместе в одном московском студенческом общежитии, давали право разговаривать с ним именно так, без предисловия. Вначале «залез» в Интернет. Через час удалось выяснить, что есть в батумской газете такой журналист, Валико Чхартишвили. Вроде бы он. Потом был сайт батумской мэрии, несколько справочных служб, где меня приветствовали «гамарджоба» но потом легко переходили с грузинского на русский. Наконец, вежливая девушка из «Горсправки» (или как она там у них называется) продиктовала номер телефона, установленного на улице Эристави, 6. А уже через минуту Валерка орал в трубку: «Сашка, неужели это ты!?» И на несколько минут мы как будто вернулись в молодость и в свое студенческое общежитие, вспоминая друзей, однокурсников и просто знакомых... Еще через минуту, нажав на горло ностальгии, я все-таки спросил: «Валера, а почему вы к нам так теперь?..» Он не обиделся, он как будто ждал этого вопроса: «Если честно, я сам не понимаю». В итоге мы обменялись электронными адресами, договорились, что он напишет статью для нашей газеты. На следующий день я ее получил. Как обещал ему, публикую с небольшими сокращениями.
«Вся многовековая история нашего народа - череда бесконечных войн с многочисленными завоевателями. Предки нынешних грузин воевали с персами, арабами, византийцами, турками, иранцами... Легче сказать, с кем из великих держав прошлого не приходилось вступать в смертельную схватку. Единственная держава, с кем мы не воевали, во всяком случае, официально - это великая Россия, которая нашим последним царям представлялась надежной опорой и защитницей от посягательств иноверцев. Наверное, царь Ираклий, подписавший Георгиевский трактат, узнай он о том, что творится сейчас во взаимоотношениях двух наших народов, в гробу бы перевернулся...
К сожалению, мы все являемся свидетелями того, как конфронтация между политическими элитами постепенно перерастает в национальную вражду. Может эта мысль кому-то покажется спорной, но нам, из Грузии, проблема видится именно в этом свете. Иначе - чем объяснить массовую депортацию наших сограждан из России, прекращение воздушного, наземного и водного сообщения между нашими странами и многие другие санкции, которые больно ударят в первую очередь по простым людям. В результате и те, кто был настроен с симпатией к России, постепенно пересматривают свои взгляды и меняют свою, так сказать, ориентацию.
И все же антироссийской истерии у нас нет и не может быть. По-прежнему рядом с нами живут русские, армяне, греки, евреи... Для русскоязычных детей функционируются русские школы, выходит русская газета. Никто и не пытался объявить продукцию из России вне закона...
Батуми за последние два года преобразился неузнаваемо. На знаменитом бульваре смонтировали выписанные из Франции поющие фонтаны. Появились такие аттракционы, о которых здесь раньше и не мечтали. Рестораны, кафе и бары в туристический сезон переполнены. Пока что едут туристы из ближнего зарубежья - армяне, украинцы, азербайджанцы, турки. Из России маловато, но надеемся, что в будущем «сильные мира сего» образумятся и все встанет на свои места.
Все, что было сказано выше, вовсе не означает, что проблем здесь нет. Главная проблема, как и во многих постсоветских республиках, занятость населения. Большинство местных предприятий были союзного значения. Наша продукция находила сбыт на бесконечных просторах некогда единой державы. Теперь и Батумский нефтеперерабатывающий завод, и другие предприятия простаивают.
Что касается «славянской внешности», то здесь много коренных жителей именно с такой внешностью, и никаких проблем. Нет, не было и не будет в Грузии ненависти к русским. Приезжайте и убедитесь сами.
Валерий Чхартишвили, журналист. Батуми».
По поводу последнего абзаца - это я его спросил в ходе электронной переписки: «а не страшно ли теперь появиться со славянской внешностью на батумском пляже?» Он ответил. И у меня нет никаких оснований ему не доверять. Если кто-то скажет, что это какая-то прогрузинская агитация - даже спорить не стану. Дело в том, что любая политика заканчивается там, где начинаются личные человеческие отношения. И пусть мне кто-нибудь попробует объяснить, чем грузинские «воры в законе» или спекулянты, или банкиры-оборотни хуже наших, доморощенных. Да и в личных отношениях часто случается так, что мой - твой русский земляк может вдруг показать себя мерзавцем, а среди людей, говорящих с акцентом, встречаются не только базарные спекулянты, но также порядочные и дельные человеки. С кем дружить, к счастью, мы определяем пока без учета национальной принадлежности своих знакомых. Точно так же будет и дальше. Эта сфера - вне политики. И почему-то я уверен, что теперь уже никогда не потеряю телефон Валико из Батуми. Несмотря на всю сложность нынешних российско-грузинских отношений.