Гримасы ОСАГО: виновен тот, кто прав
- Cлушай, со всяким может случиться, - успокаивал виновник ДТП Гурген Матевосян, - все живы, а железки, они и есть железки…
Водителю 39-й маршрутки действительно беспокоиться было почти не о чем: на его «Газели» в результате столкновения слегка помята декоративная решетка. А у меня разворочен бампер, приведена в негодность крышка багажника, повреждено заднее крыло, разбит фонарь…
Прибывшим минут через сорок офицерам ГАИ Матевосян объяснил, что, мол, «засмотрелся» на машину в среднем ряду и остановившуюся впереди «шестерку» просто не заметил. Составив необходимые документы, сотрудники дорожно-патрульной службы разъяснили, что в субботу после обеда участникам ДТП (произошло оно 8 сентября) нужно явиться в отдельный батальон ДПС ГАИ Ставрополя, чтобы узнать, когда состоится административное разбирательство. Вот тут у меня и возник первый вопрос:
- А по телефону дату можно уточнить?
- Нельзя, - ответил один из офицеров, - для этого вывешиваются специальные списки…
В выходной пришлось беспокоить товарища и ехать на его машине за двадцать километров. Хорошо, за двадцать. А если бы жил, скажем, не в Шпаковском районе, а где-нибудь в Арзгире или Новопавловске? Тоже тащиться в такую даль? Не проще ли занести данные об автопроисшествиях в компьютер и вменить в обязанности дежурного по батальону отвечать на звонки участников ДТП?
Итак, в субботу я узнал, что разбирательство назначено на 15 часов 13 сентября. Явился в ГАИ к назначенному времени. Ждал более полутора часов, но Матевосян на разбор не явился. А получить без него постановление, с которым можно обратиться в страховую компанию, невозможно. Дозвонился ему на мобильный телефон.
- Я на работе, - возмутился Гурген Владимирович, - приехать никак не могу…
А я, выходит, погулять вышел…
На следующий день необходимые документы я все-таки получил. Но ведь бывает и так, что виновник автопроисшествия не является в ГАИ неделями. Зачем? Если б у него хотя бы водительское удостоверение милиционеры изъяли – другое дело. А так, куда торопиться…
Хорошо хоть в страховой компании ко мне отнеслись по-человечески (фирму не называю, чтобы не делать ей рекламы). Ведущий специалист Владимир Синица оперативно оформил пакет документов, пригласил для оценки ущерба независимого эксперта. Виновник ДТП и на этот раз своевременно к страховщикам не прибыл. И если бы специалисты компании были буквоедами, ходить бы мне за Матевосяном несколько дней и уговаривать, чтобы он явился для разрешения споров.
Итак, худо-бедно, вроде все утряслось: документы подписаны, в начале октября мне обещали перечислить деньги за нанесенный ущерб. Но ведь хождение по мукам на этом не заканчивается. Нужно еще найти ремонтников, которые согласятся качественно и недорого восстановить машину, приобрести запчасти.
И вот тут возникает еще одна накладка: независимый эксперт, определяя сумму ущерба, использует коэффициент износа деталей. Кузов моего авто девяносто шестого года выпуска. Значит, разбитые крышка багажника и задняя панель оцениваются процентов на сорок дешевле первоначальной стоимости. Но ведь покупать-то я буду новые. Не пойдешь же во Вторчермет подержанные искать. Вот тебе и дополнительные расходы.
Между тем в странах бывшего соцлагеря эта проблема давным-давно решена: компании-страхователи являются владельцами специальных станций тех-обслуживания и ремонта. Стукнули тебя – загоняешь машину на СТО, где обязаны привести автомобиль в то состояние, в котором он находился до аварии. Ни заботы о запчастях, ни лишних поездок, ни расчетов наличными, которые нередко порождают коррупцию. Неужели трудно было нашему правительству скопировать эту систему?
Словом, в российской «автогражданке» я полностью разочаровался. Деньги платишь, а хлопот, если ты пострадал в ДТП, полон рот. Давайте посчитаем: трижды мне пришлось съездить в ГАИ, в страховую компанию – дважды. На несколько недель остался без средства передвижения, что в работе корреспондента чревато потерей значительной части заработка. А впереди еще хлопоты с ремонтниками. Сколько будет незапланированных поездок, направленных на восстановление машины, одному Богу известно.
В выгоде от ОСАГО только виновник аварии: у него все неприятности позади. У нас ведь виновен тот, кто прав.