Звездная болезнь
Партии заметно оживились, и предвыборная палитра политических сил на Ставрополье получилась довольно пестрой. На то есть причины, уверен секретарь избирательной комиссии края Александр Фирсов. По закону, если партии участвуют в выборах, в том числе региональных, недостаточно активно, то по решению суда их могут и прикрыть. Понятно, что такая перспектива мало кого обрадует, вот и выдвигают: кто 15 кандидатов в депутаты, как, например, Народная партия РФ (причем всех – по Пятигорску), кто и вовсе троих, как партия «Яблоко» (исключительно по Левокумскому району).
Всего же на 1322 депутатских места в 15 районах и трех городах, по данным крайизбиркома, претендуют свыше трех тысяч кандидатов, из них почти половина баллотируются от различных общественных объединений или самостоятельно, в отрыве от политических партий. На выборах в главы муниципальных образований так называемых самовыдвиженцев, которые проходят по спискам без привязки к политическим силам, куда меньше: из примерно 500 кандидатов на 113 вакантных мест в 13 районах края таковых лишь 20 процентов.
Секретарь политсовета Ставропольского регионального отделения «Единой России» Анатолий Семенченко заявляет о выдвижении партией своих кандидатов на 80 процентов избираемых должностей и намерении получить большинство в муниципальных органах власти. Аппетит хороший. Единороссы составляют примерно треть (больше тысячи человек) от всех зарегистрированных кандидатов.
Многие оппоненты «Единой России» на предстоящих выборах даже шутят по этому поводу: мол, а что, есть кандидаты и от других политических сил?! Следом за партией «большинства» с достаточно большим отрывом по численности идет КПРФ – она выдвинула свыше 250 человек – и Аграрная партия России – около 80.
Но главное не количество, считает координатор Ставропольского регионального отделения ЛДПР Илья Дроздов. По его словам, на этот раз они решили сконцентрироваться на толковых кандидатах и не выставлять людей, недостаточно приверженных делу партии: дескать, последние, по опыту прошлых лет, очень уж подвержены «звездной болезни».
- Не успеют занять кресло народного избранника какого-нибудь богом забытого поселения, а мнят из себя депутатов Европарламента, - говорит Илья Дроздов. – Хватит, надоело. В депутаты от самой партии мы предложили 60 человек. Плюс поддерживаемые нами самовыдвиженцы, итого в борьбу за голоса избирателей включились около 100 членов ЛДПР.
Немало, если учесть, что до 2005 года в представительных органах населенных пунктов края от либерал-демократов был всего один депутат. Кроме того, партия выставила двух кандидатов на должности глав муниципальных образований в Кочубеевском и Кировском районах.
Предвыборная гонка обходится без громких скандалов и разоблачений: фиксируются лишь отдельные «недоразумения», к примеру, кандидат в мэры Светлограда сообщил в милицию о краже неизвестными его агитационного плаката. Но это пока, считает Александр Фирсов. Настоящие нарушения и порой грязные PR-акции с распространением анонимных листовок и прочими «сюрпризами» начинаются примерно за две недели до дня голосования и увеличиваются по мере приближения выборов. К сожалению, отмечает секретарь избирательной комиссии края, правоохранительные органы не всегда оперативно и адекватно реагируют на подобные случаи нарушения закона.
Но даже так называемый черный PR не всегда идет вразрез с законом, считает политтехнолог с десятилетним стажем Илья Дроздов. А зависит чистота агитационных акций от моральных рамок самого кандидата или политического объединения.
- Мы, например, заборы не пачкаем и ни на кого не нападаем, – говорит Дроздов, - потому как неэффективно. - Плакаты вообще пропаганда весьма своеобразная: сплошь и рядом случаи, когда расклеивают портреты кандидатов на мусорных контейнерах. Нам такого пиара точно не надо.
Что до участия в предстоящих выборах продекларированного политического блока Российской партии Жизни, «Родины» и Российской партии пенсионеров, то они, похоже, остались не у дел. Регистрация прошла, а только региональное отделение «Родины» выставило нескольких кандидатов в депутаты по Буденновску и поддержало самовыдвиженцев – всего не более 10 человек. Сам блок безмолвствует.