00:00, 5 сентября 2006 года

Пуля для рядового

Произошла трагедия на территории воинской части 64201 города Прохладного Кабардино-Балкарии, где с декабря прошлого года служил Иван Кочергин из станицы Расшеватской Новоалександровского района. Рядовой дежурил по штабу, в его подчинении находились двое посыльных. Поздно вечером к нему ввалился солдат (нетрезвый, со слов Ивана; впрочем, разбираться в этом – дело военной прокуратуры), дежуривший на КПП части, и, размахивая пистолетом, попытался заставить штабных вестовых убрать его территорию. Кочергин вмешался. Раздался выстрел. Или два, как уверяют родственники раненого солдата.

Повод для ссоры, по большому счету, ничтожный. Но Кочергины уверены, что предысторией к развязке со стрельбой послужил другой инцидент, который случился с Иваном в той же части тремя месяцами раньше.

*****

…Из инфекционного отделения центральной городской больницы Прохладного, куда его поместили с диагнозом «дизентерия», рядовой Кочергин позвонил домой с сотового телефона медбрата. В тот же день примчался отец. Сын очень похудел.

- Ваня был бледен, и у него сильно болела нога, - рассказывает Юрий Кочергин. – Было неприятно видеть обветшалую и грязную форму сына, сапоги разного размера: один 45-го, другой - на один меньше. Но на мои расспросы о том, что стряслось, он в основном отмалчивался или отвечал уклончиво.

Только когда в больничной палате появился следователь военной прокуратуры, глава семьи узнал об избиении сына.

Заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Бурдюков очень хлопотал, чтобы «замять» дальнейшее разбирательство по поводу этого ЧП. По всему выходило, что солдата положили в больницу, чтобы скрыть следы побоев, считает отец. В военном госпитале с травмами Ивана Кочергина (ко всему прочему, у него оказался двойной перелом ступни) врачи бы немедленно забили тревогу и сообщили о пациенте куда следует. А так «дизентерия»...

Бурдюков пообещал после выздоровления перевести солдата служить в прокуратуру, если … родители не станут писать заявление о случившемся. Ивану оставалось служить больше года – Кочергины согласились. Да и следователь военной прокуратуры против «мировой» не возражал, уверяет Юрий Кочергин.

Переломы ступни напоминали о себе все чаще. Но некоторое время солдат не мог даже сделать рентгеновский снимок ноги: процедура в больнице платная, денег не было. А позже доктор под различными предлогами отказывался принять срочника. Его выписали. Бурдюков добился перевода Ивана, но не в прокуратуру, как обещал, а в комендантский взвод. Острая боль в ноге не унималась. К тому времени она сильно распухла и посинела. Только после этого доктор взглянул на рентгеновские снимки и ступню солдата, было начато лечение. Кости благополучно срослись.

Все вроде бы нормализовалось. Лучше кормят, дают положенные деньги, рассказывал родителям по телефону Иван. Только вши очень докучают, жаловался он.

Служба продолжалась. Пока однажды начальник штаба воинской части не ошарашил отца по телефону известием о том, что Иван со сквозным ранением в шею доставлен в окружной госпиталь. Парень находился в реанимации.

*****

…Татьяна Филипповна, мать Ивана, добилась перевода сына в московский военный госпиталь имени Бурденко. Перелет дался тяжело, но сейчас рядовому как будто лучше. Парень с трудом говорит, не чувствует ног и едва шевелит правой рукой. В ней и держит мобильный телефон, когда разговаривает с отцом и сестрой, которые остались дома.

Мать не отходит от больничной койки, благодарит врачей за то, что спасли сыну жизнь. Ваня требует постоянного ухода. Денег катастрофически не хватает, но просить Кочергиным не у кого. Да и неудобно. Родители солдата - пенсионеры, отец – член Академии художеств Узбекистана, Союзов художников СССР и России.

Родные надеются, что стрелявший в Ивана боец будет наказан. Но военная прокуратура пока молчит: до сих пор к родителям раненого бойца никто оттуда не обращался. Так что они сами направили письма с подробным изложением несчастий, приключившихся с солдатом за время службы в Вооруженных силах, в Главную военную прокуратуру РФ и в адрес комиссии по правам человека при президенте России. Татьяна Филипповна боится, что инцидент с ее сыном постараются замолчать, как было в случае с избиением.

Мы связались с заместителем военного прокурора Нальчикского гарнизона Александром Котельниковым.

- Во время ссоры военнослужащий выстрелил в Кочергина, - рассказал по телефону Котельников. – Тот успел слегка отклониться, и пуля попала не в голову, а в шею. Сейчас злоумышленник находится под стражей. В связи с покушением на убийство возбуждено уголовное дело.

Заместителю военного прокурора, как выяснилось, известно и о предыдущем «несчастном» случае с рядовым Кочергиным, после которого тот оказался в инфекционном отделении городской больницы. По этому эпизоду проводится проверка. И стражи закона в отличие от родителей пострадавшего военнослужащего не видят общего между обоими ЧП, выпавшими на долю рядового за недолгое время службы. Впрочем, и не исключают, что в ходе проверки такая связь может обнаружиться.