Кто пойдет в музыканты?
- Тамара Павловна, похоже, что ныне, на новом историческом витке, еще раз убедительно подтверждается старая истина – кадры и в самом деле решают все? - Это совершенно очевидно! Не случайно в названной Концепции весьма существенное место отведено профессиональному образованию как основе кадровых ресурсов страны. Могу сказать, что в нашем крае неплохо реализуется уникальная, признанная в мире система многоуровневого образования в сфере культуры и искусства «школа – училище – вуз». Важным начальным звеном в ней являются детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств. Их у нас 164, где учащихся – более 23 тысяч, причем свыше трети составляют сельские дети. В четырех учебных заведениях среднего профессионального образования мы готовим кадры по 21 специальности и 34 специализациям. Следует подчеркнуть, что Ставропольское краевое училище искусств и краевое музыкальное училище им.
В. Сафонова, реализующие программы повышенного уровня, в этом году получили статус колледжей. Подготовку специалистов культуры с высшим образованием в крае осуществляют семь государственных и негосударственных вузов, прежде всего – факультет искусств Ставропольского госуниверситета. Собственно, эта образовательная система складывалась не один год, и процесс ее становления неразрывно связан с исторически сложившейся сетью учреждений культуры. Но жизнь, разумеется, не стоит на месте, диктует и новые задачи, и новые пути решения. Появляются новые специальности, меняются функции работников клубов, библиотек, музеев. И это ставит новые задачи перед образованием. Причем в условиях очевидного старения кадров в отрасли потребности в притоке молодых, свежих сил еще более возрастают.
- Мне кажется, можно назвать без преувеличения достижением последнего времени тот факт, что культуре удалось отстоять принадлежность ей системы дополнительного образования как фундаментальной основы всей кадровой политики в отрасли.
- Да, нам с самого появления идеи о передаче этих школ под крыло минобразования была понятна ее несостоятельность. И слава богу, государство нас поняло правильно. Ведь где еще, как не в детской музыкальной или художественной школе, проявляются и закрепляются ростки таланта будущих солистов, живописцев, режиссеров, а по большому счету – деятелей и организаторов культуры завтрашнего дня? Дети, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования, уже в значительной степени ориентированы на дальнейшее получение той или иной специальности в сфере культуры. На практике так и получается, что многие из них потом поступают в наши отраслевые училища, колледжи и вузы.
Но есть здесь свои трудности, о которых и шел разговор на коллегии. Заинтересованные стороны - представители тех учебных заведений культуры, которые готовят специалистов, и руководители учреждений, которые этих специалистов получают, вместе решали, как нам лучше построить работу. Да, можно снова и снова повторять, что не хватает денег, что маленькая зарплата у педагогов, что стареют инструменты, изнашивается материально-техническая база. Но мы поставили себе целью посмотреть, что нам под силу сделать в тех условиях, при том финансировании, что имеем.
- Удалось ли найти те самые желанные неиспользованные резервы?
- Думаю, да. Не будем забывать, что государство не отказывается от своей миссии в трехступенчатой системе образования, вкладывая львиную долю в содержание школ дополнительного образования, где родительская плата составляет всего 13%. Главная задача организаторов учебного процесса – сделать так, чтобы обучение в этих школах вновь стало престижным, популярным, как это было еще 10-15 лет назад. Мы видим, что немало семей пока еще хотят обучать ребенка и сами дети хотят учиться той или иной художественной, музыкальной или хореографической специализации. А инструменты сейчас дороги, фортепиано, виолончель или скрипку купить могут далеко не все. Отсюда - переориентация музыкальных школ на более доступные, например, гитару. Другая особенность времени: в школах дополнительного образования нет конкурса при поступлении. Если раньше мы могли выбирать детей наиболее талантливых, а в нашу сферу, как вы понимаете, нужны ребята, как минимум обладающие врожденным ритмом и слухом (для исполнительских специальностей), определенными внешними данными, то сегодня наш выбор ограничен. Это накладывает особую ответственность на педагогов, осуществляющих набор. Кстати, похожие проблемы возникают и на последующих стадиях – в училище или вузе.
- Но там возможности влияния ограничены уже возрастом ребят, делающих куда более осознанный выбор – выбор жизненного пути. И живут колледжи и училища ничуть не богаче школ, что тоже не слишком к ним располагает.
- Поспорю с вами в том смысле, что многое все же зависит от педагогов, сумевших или не сумевших заинтересовать одаренного ученика перспективой творческого роста. Между прочим, второе звено нашего образования – средние учебные заведения – в 2005 году смогли набрать больше ребят, чем в 2000-м. Мы сохранили количество бюджетных мест для поступления, хозрасчет строго ограничен, никаких «добровольных пожертвований» и «благотворительных» поборов. Хотя многие директора школ и училищ прямо говорят: без родительского «взноса» не настроишь инструмент, не отремонтируешь его… В тех учебных заведениях, где хозрасчетная деятельность поставлена нормально, основные средства направляются на оснащение, обновление инструментария, приобретение вспомогательных материалов и компьютеризацию. Но вот в краевом художественном училище большая часть их уходила на выплату зарплаты и иные «нужды», которыми сейчас занимаются правоохранительные органы, а с бывшим руководителем нам пришлось попрощаться… Комментарий тут единственно возможный: в нынешних условиях полагаться только на государственный карман в формировании бюджета, наверное, не стоит, но и зарабатывать средства, и тратить их можно и нужно с умом! Могу назвать и положительный пример - опыт Ставропольского Центра дополнительного образования, Ставропольского краевого училища дизайна. Педагогический совет училища дизайна принимает коллегиальное решение: 50% заработанной – внебюджетной – суммы идет на зарплату, другая половина – на укрепления материальной базы. Это позволяет коллективу гибко ориентироваться на рынке труда, вводить в программу дисциплины, наиболее востребованные, организовывать дополнительные курсы и так далее. Приятный итог - полное переоснащение компьютерного класса. Целые группы студентов-модельеров активно сотрудничают на договорной основе с курортами Кавминвод, проводят показы моды, принося затем в кассу училища собственный вклад.
Но на первом плане сегодня - качество обучения, значительный отсев учащихся и обеспечение выпускников рабочими местами. Почему такие размеры принял отсев? Да потому, что преподаватели мало заинтересованы в сохранности контингента, поскольку зарплата им рассчитывается в начале учебного года по такой схеме: набрали классы, отрапортовали, а если через месяц-другой три класса «исчезли», - денежки идут те же. Надо поставить в прямую зависимость численность учащихся и зарплату преподавателя. Об этом еще будет серьезный разговор на августовских педагогических собраниях.
Особую тревогу вызывает тот факт, что из ребят, пожелавших приобретать исполнительские специальности, только семь процентов приезжают из села. Это тяжелейшая наша проблема, пока, увы, неразрешимая. А решать необходимо, вон в Туркменском районе уже остался один-единственный баянист на всю округу, переезжает из села в село аккомпанировать хорам…
- В последнее время все чаще доводится слышать от руководителей учреждений культуры разных уровней, что краю пора иметь собственный специальный вуз, который бы готовил на месте высококвалифицированные кадры. И вновь ссылаются на пример соседней Кубани, «обскакавшей» нас в этом…
- Резоны в таких рассуждениях, очевидно, есть, но мы стараемся исходить из своих реальных возможностей. Вузовская ступень профессиональной подготовки в культуре края в целом сложилась, номенклатуру специальностей продиктовала сама жизнь. Когда возник резкий дефицит библиотечных и клубных работников, нам удалось в сотрудничестве со Ставрополь-ским госуниверситетом открыть факультет искусств, где в качестве педагогов активно задействованы именно наши лучшие профессионалы. Важно еще и то, что специалисты, выпускаемые нашими учебными заведениями, должны работать в учреждениях края, а не у «чужого дяди» из соседнего региона, не потратившего на их подготовку ни копейки. Чтобы выпускники, получив дипломы, доезжали до наших клубов, библиотек, концертных организаций, надо решать проблемы социальной заинтересованности молодых специалистов – жилье, достойная зарплата, уверенность в будущем, перспективы роста… Это требует объединения усилий руководителей районов, заинтересованных в таких специалистах, и органов управления культуры всех уровней. Как видите, решать приходится куда более приземленные, конкретные задачи, о собственном вузе пока остается лишь мечтать.
- А как же быть с Концепцией модернизации образования, вроде бы развязывающей регионам руки?
- Мы с вами взрослые люди и хорошо понимаем, что модернизация происходит в основном из-за того, что у государства не хватает денег и оно стремится сбросить с себя часть полномочий. Думаю, на местах, в нашем крае, в частности, следует рассматривать программу не модернизации образования, а говоря проще и точнее, – программу подготовки и переподготовки кадров. Сегодня, например, населением востребованы в клубах и библиотеках программы по обучению информтехнологиям, студии по интересам, всевозможные обучающие программы… Вот такие специалисты и должны выходить из стен училищ и вузов.
Слово «модернизация» применительно к культуре, по-моему, вообще следует применять с большо-ой осторожностью. Оберегая многое, сделанное нашими предшественниками, от сию-минутных скоропалительных решений. Вряд ли нужно ломать, например, веками проверенную консервативную систему отечественного музыкального образования, признанную лучшей в мире. Более того, не худо бы вернуться к «хорошо забытому» методическому сотрудничеству музучилищ и детских музыкальных школ. Сейчас их естественная связь утрачена, что плохо сказывается и на качестве преподавания в школах, и на профориентационной работе училищ с потенциальными студентами.
Ежегодно школами дополнительного образования в крае выпускается 4,5 тысячи ребят, которые уже по-своему ориентированы на профессию. Из них вполне можно набрать достаточное число студентов. Решению многих организационных проблем будет способствовать завершение процедуры заключения договоров министерства и средних специальных учебных заведений по взаимодействию и ответственности сторон в организации образовательного процесса.
Пользуясь возможностью публичного выступления, хочу сказать и о такой проблеме, как усложнившаяся в этом году процедура освоения средств учреждениями культуры. Нас буквально душит новая система, когда все средства идут только через комитет по ценам. В 2006 г. на капремонт должно быть направлено 21,2 млн. руб., а освоение составляет всего 4,6 млн. Еще в апреле мы подали все заявки по ремонту зданий, но конкурс на проведение работ прошел лишь по одному училищу дизайна. Остальные – «рассматриваются». До абсурда доходит: даже канцтовары нас обязывают приобретать через конкурс… Мы в этой беде не одиноки, об этом с возмущением говорят по всей стране, но - закон! А ведь около 18 млн. рублей еще нужно освоить только на ремонт учебных заведений. У них впереди – лицензирование, а в нынешнем состоянии ни одно не получит лицензии: просто- напросто пожарные закроют, и все. Пора уже всем миром что-то решать через наших уважаемых законодателей.